"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Алексей Гаврилович Венецианов


Алексей Гаврилович Венецианов

Сообщений 1 страница 50 из 117

1

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/79/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%28%D0%93%D0%A0%D0%9C%29.jpg
Автопортрет. 1811 год.
Холст, масло. 67,5 × 56
Государственный Русский музей

Алексей Гаврилович Венецианов
(1780—1847)

       Алексей Гаврилович Венецианов  — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
      Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Фёдор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
      Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.
      Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), Д. И. Фонвизина (1812).
      С 1807 года служил в Петербурге чиновником.
      В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.
      Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И.Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.
      В 1819 г. оставил службу и поселился с семьёй: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.
      Венецианов погиб в результате несчастного случая по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов не успел выпить чашку чая, когда в дверь вошли кучер Григорий Лаврентьев и крестьянин Агап Богданов. «Лошади готовы, Алексей Гаврилыч. Что прикажете грузить?» «Возьми чемодан с образцами, а больше вещей у меня нет». Он обернулся к дочери, благословил; целуя, сказал: «Не провожай меня, Сашурушка!». Григорий вскочил на облучок, рядом с ним сел Агап. Венецианов помахал дочери, и колокольчик зазвенел… Кучер отпустил вожжи, и на ухабе его выбросило в сугроб. Обезумевшие лошади летели всё быстрее. Кибитку завалило набок и нещадно мотало во все стороны. Венецианов из последних сил сумел ухватить вожжи, но это только ухудшило дело — его поволокло по земле, ударяя о деревья. После особенно сильного удара перчатка соскочила с руки, и тело отбросило в сторону… Венецианов был мёртв.
      Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

2

http://img-fotki.yandex.ru/get/5630/86441892.448/0_b599c_91ebda45_orig.jpg
Портрет Анны Лукиничны Венециановой, матери художника. 1801 год.
Холст, масло. 74 х 66 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

      «Портрет А.Л.Венециановой» – первая из известных нам работ Венецианова. Художнику исполнилось двадцать два, когда он написал портрет своей матери Анны Лукиничны. Она была женой небогатого купца и сама происходила из купеческой династии Калашниковых (возможно, кого-то из её далеких предков воспоёт Лермонтов в «Песне о купце Калашникове»).
       По её крепко сжатым губам и напряжённо скрещенным рукам можно предположить, что позировать для портрета Анне Лукиничне, скорее всего, приходится впервые и от этого она испытывает смущение и дискомфорт.
       Создавая портрет, молодой художник не справился с глубиной пространства
Венецианов был практически самоучкой, не считая того, что его дворовый воспитатель («дядька») Прохорыч иногда давал ему уроки рисования пастелью. Поэтому на его первой картине, при всей её теплоте и обаянии, чувствует неумение передавать пространственную глубину. Фигура матери выглядит уплощённой, в ней почти не ощущается объём.
       Пусть с передачей пространства Венецианов совладал не особо, зато заметно, с какой тщательностью начинающий художник постарался выписать складки шали, переливчатое терракотовое платье и атласный чепец своей принарядившейся по такому случаю матушки.
       Венецианов написал Анну Лукиничну в своеобразном дымчатом ореоле. Такой способ наложения красок в живописи носит название «туше». Своё «туше» Венецианов позаимствовал у знаменитого портретиста XVIII века Федора Рокотова, сделавшего этот приём собственным отличительным знаком. Интересно, что Венецианов был не просто знаком с портретами Рокотова, но и знал его лично, поскольку в юности жил с родителями на той же улице в Москве. Рокотов не был его кумиром, но в 1800-е годы определённо являлся примером для подражания.
       Картина могла бы погибнуть, как другие ранние работы Венецианова
В 1812 году, когда горела оккупированная Наполеоном Москва, сгорел и дом родителей Венецианова вместе со всем имуществом. Многие ранние работы художника погибли в огне. Однако «Портрет А.Л.Венециановой» уцелел. Дело в том, что, уезжая в начале ХIХ века искать удачи и славы в Петербурге, Венецианов забрал картину с собой, так как портрет матери был ему особенно дорог.

Автор: Анна Вчерашняя

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/40/92936793.4/0_1099a2_ea89722a_orig.jpg
Девушка в клетчатом платке. 1810 год.
Холст, масло. 38 х 27,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

4

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/47/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2_-_%D0%92%D0%BE%D1%82-%D1%82%D0%B5_%D0%B8_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%21.jpg
Вот те и батькин обед. 1824 год.
Холст, масло. 25,8 х 20,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

       В двадцатые годы XIX века в творчестве Венецианова начинает доминировать крестьянская тема. Картина "Вот-те и батькин обед!" была показана на первой выставке-отчёте Императорской Академии художеств (1824 год) под названием "Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил". С 1820 года в залы Академии разрешили пускать людей "без всякого разбора", т. е. всех сословий. Творчество Венецианова находило у них самый тёплый отклик. Критик, будущий конференц-секретарь ИАХ В.И.Григорович писал о картине: "Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил, посажен как нельзя лучше. Собака, верный товарищ его, чувствует беду своего маленького хозяина. Эта картинка отличается сочинением, силой освещения и весьма хорошим рисунком во всей фигуре, исключая следка левой ноги, который, кажется, несколько великоват". Непосредственно и трогательно данная, сценка приобретает несколько идиллический оттенок, что сближает её с произведениями писателей-сентименталистов. В то же время она находится в русле романтических поисков "духа народа", изучения его обычаев и нравов.

5

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a1/Sleeping_girl_by_Venetsianov.jpeg
Спящая девушка.1840-е годы.
Холст, масло. 53,2 х 68 см.
Нижегородский государственный художественный музей

       Обращение Венецианова к классическим идеалам красоты было закономерным. Стремление создать обобщенный идеальный женский образ "вызвало к жизни" "Спящую девушку". Нежность и хрупкость, грация и женственность, лиризм и поэтичность - данные качества характерны для всех женских образов Венецианова, в "Спящей девушке" они выходят на первый план. Сон как состояние и как атмосфера ещё сильнее подчёркивают их. Простая крепостная девушка находится во власти сладких грёз, она улыбается во сне, преображаясь совершенно по-особенному. В этом произведении Венецианов показал нам новое отношение к женщине. Прежде мы восхищались трудолюбием его крестьянок, их способностью ощущать красоту природы и умением жить в согласии с ней, их чувством собственного достоинства и мудростью. Теперь же художник раскрывает перед нами тайну женской красоты как одного из самых удивительных совершенств природы - явления вечного и преходящего, мимолетного, как сон.
       В данной своей работе, одной из последних, художник активно использует наработки классического искусства. Он пишет картину в несвойственной ему технике - гладкой манерой. Большинство его произведений написано раздельными, свободными мазками, что объясняется стремлением Венецианова как можно более точно передать игру света и тени, потому что чаще всего художник пишет на пленэре, на открытом воздухе. В этом случае одного определённого (локального) источника света нет, изображаемый объект получает достаточно сложное освещение и обнаруживает свою связь с окружением, с природой, зависимость от них, то есть предстает их частью. В академическом искусстве, напротив, широко применялось "высвечивание" фигуры или предмета на холсте локальным светом. Подобный приём позволяет выделить главных героев произведения из окружающей среды, подчеркнуть их значимость. Изображаемый объект приобретает чёткий рисунок благодаря светотеневым контрастам и, следовательно, особую скульптурную пластику, выразительность.

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/16146/92936793.4/0_1099a0_963ae2a8_orig.jpg
Спящий пастушок. 1823 год.
Дерево, масло. 27,5 х 36,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей.  Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идёт по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов – картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза. 
       Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счёл её слишком необычной.  Венецианов предпочёл оставить картину дома, в имении. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы.
       Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя  сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова.

7

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f8/Alexey_Venetsianov_-_Shelling_of_beet.jpg
Очищение свёклы. 1820 год.
Пергамент, пастель. 58 х 68 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Наблюдая труд и быт крестьян, наблюдая природу, художник приходит к выводу о необходимости работать на натуре, писать «простейшие предметы русские», писать простых людей, правдиво передавая их взаимосвязь друг с другом и окружающей средой.
       О значительности будничного дела повествует картина «Очищение свёклы». Неторопливо и серьёзно крестьяне занимаются своей работой. По существу перед нами групповой портрет. Художник ничего не приукрашивает, но мягкая живописность, нежные и тонко сгармонированные тона придают этой пастели своеобразную красоту.

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/5644/92936793.4/0_10a250_612e39ee_XXL.jpg
Голова старика-крестьянина. 1825 год.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       С необычайной живописной свободой, в горячих коричневых тонах исполнена «Голова крестьянина». Выражение одухотворенного мыслью лица говорит о большом жизненном опыте, душевной силе. Губы сложены в чуть заметную горестную улыбку.
       На картине крупным планом изображена голова крестьянина. Всё полотно выполнено в коричневой цветовой гамме. Цвета плавно перетекают друг в друга, а тёмные оттенки создают ощущение печали и уныния. Голова крестьянина как будто сливается с общим фоном, и нет никакой детали, которая бы выделяла его.
       Изображённый на картине крестьянин уже не молод, но и нельзя сказать, что уже старик. У него вытянутое лицо и такой же продолговатый нос. На высоком лбу пряди длинной чёлки, а длина волос достигает практически до плеч. Лицо крестьянина обрамляет борода. Глаза полны печали, даже кажется что в них пустота, как будто он устал от жизни. Конечно, труд крестьянина нельзя назвать лёгким, но в глазах этого крестьянина какая-то тоска, возможно у него личная трагедия или он одинок. На переносице видны морщины, появляющиеся, когда человек часто хмурится и усердно думает.
       А.Г. Венецианов показал зрителю типичного крестьянина, который трудится не покладая рук, чтобы прокормить себя и семью. Этот человек уже устал от такой жизни и ничто его не радует. В глазах тоска и печаль, а возможно он мечтает о лучшей жизни и понимает, что это никогда не случится. Несбывшиеся мечты, ожидания и бедная жизнь сделали крестьянина грустным человеком. Художник мрачными красками подчёркивает весь трагизм судьбы крестьянина.

9

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/62/Alexei_Venetsianov_-_Threshing_Barn_-_Google_Art_Project.jpg
Гумно. 1821 год.
Холст, масло. 66,5 х 80,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

        Картина «Гумно» – первый по времени и самый знаменитый шедевр Алексея Венецианова, который хранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Вот несколько малоизвестных фактов о нём.
        Эту работу Венецианова принято считать квинтэссенцией русского быта и русского духа. Но немногие знают, что задумана она была как «ответ» французскому живописцу Франсуа Мариусу Гране. Дело в том, что Венецианов, сделавший краеугольным камнем своей системы воздушную перспективу, интенсивно изучал также перспективу линейную. Он был совершенно очарован тем, как исполнена перспектива в картине Гране «Внутренний вид хоров в церкви Капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме» и провёл много часов в Эрмитаже за её созерцанием. Так итальянский вид французского художника инспирировал появление русского шедевра.
       Ради картины Венецианов велел своим крестьянам выпилить у помещения гумна фронтальную стену.
       По большому счёту, это единственная условность во вполне реалистичной картине. На такую вынужденную меру пришлось пойти, поскольку перед Венециановым стояли две взаимоисключающих задачи. С одной стороны, он должен был как можно ближе к натуре передать внутреннее пространство гумна. С другой стороны, ему хотелось, чтобы свет на картине был максимально естественным. Разумеется, темнота помещения не позволяла решить обе задачи, поэтому решено было изъять переднюю стенку.
       Некоторых зрителей Венецианова раздражают застывшие позы на его полотнах. Люди часто изображены так, будто нарочно остановились, чтобы дать себя нарисовать. Отчасти этот упрёк справедлив. И на картине «Гумно» крестьяне выглядят вынужденно зафиксировавшимися за определёнными действиями. Сидящая крестьянка в левом углу неторопливо разматывает онучи. Крестьянин в зипуне и лаптях справа неестественно замер, опираясь на сруб стены. Одна из женщин, картинно отставив руку с серпом, что-то говорит товарке; вторая меланхолично смотрит вдаль (считается, что это единственная фигура на картине, у которой передана психологическая динамика).   
       Установка на некоторую статичность была сознательным выбором Венецианова. Он предпочитал показать момент остановки внешнего действия, чтобы рельефнее высветить внутреннюю глубину.
       Процесс написания так увлекал Венецианова, что он работал над картиной весь световой день, а когда наступала ночь, не мог дождаться рассвета, чтобы снова начать писать. Он вложил в «Гумно» все свои идеальные представления о ценности крестьянского труда, заранее зная, что останется непонятым большинством коллег и не оцененным публикой. По окончании работы Венецианов ощутил такое опустошение, что даже слёг.
       «Гумно» было представлено на Академической выставке в 1824 году. Как и ожидал Венецианов, его колеги осмеяли картину и, с высоты своей академической выучки, подвергли её сокрушительной критике. Изумлению художника не было предела, когда ему сообщили, что картину желает приобрести император. Разумеется, после этого у Венецианова сразу сформировался круг поклонников и ценителей, его картины начали покупать и не особо чтимый до того момента художник впервые ощутил сладость признания.

Автор: Анна Вчерашняя

10

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Venetsianov_Girl_In_Shaul.jpg
Девушка в платке. 1830 год.
Холст, масло. 40,4 × 31,1
Государственный Русский музей

       Картина Венецианова "Девушка в платке" продолжает серию произведений автора, который описывает различные лица крестьянок. Он неустанно вглядывается в их яркий облик,старается понять их сложный характер, любуется их интересными лицами. Перед нами  портрет маленькой девочки. На пухлых губах как будто трепещет добрая улыбка. В глубоких глазах столько тёплого света и такое доверие к миру, какое бывает только в ранней юности. Всё гармонично в чертах её лица, всё преисполнено прелести и приятной свежести. Нежность девичьего лица передана художником с отеческой теплотой. В картине преобладают коричневые и жёлтые тона. Голубизну ярких глаз крестьянки оттеняет клетчатый платок, который гармонирует с общим фоном картины, с нежными губами и розоватыми щеками девочки.

11

https://otvet.imgsmail.ru/download/879fde00b08089e2b22ce3fa306a493c_s-964.jpg
Утро помещицы. 1823 год.
Дерево, масло. 41,5 × 32,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       В картине изображена часть кабинета помещичьего дома с обычной, скромной обстановкой. Через узенькую кромку открытого окна в комнату проникает свет раннего утра. За столом сидит молодая хозяйка в домашнем платье, она даёт наказ статным, красивым крестьянкам.
       Одна из них, став на колено, держит в руке завернутый в красную материю тюк шерсти, другая, прервав разговор обратила внимательный взгляд на зрителя.
       Художник в образах крестьянок передал их спокойное достоинство – обе девушки в картине не менее значительны, чем молодая помещица. От всей сцены веет мирным покоем и уютом неспешной, размеренной жизни “дворянского гнезда”.
       Картина Венецианова написана в 1823 году, почти одновременно с “сельскими главами” Онегина. Не являясь в прямом смысле иллюстрацией, “Утро помещицы” своей поэтической атмосферой вызывает прямые ассоциации с бытом и укладом жизни Лариных. По давней традиции считалось, что на картине изображена жена художника Марфа Афанасьевна в комнате дома в Сафонкове.

12

https://img-fotki.yandex.ru/get/5809/92936793.4/0_10a251_9e525772_XXL.jpg
Жнецы. Середина 1820-х годов.
Холст, масло. 66,7 х 52 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. На основе увиденного в реальности мотива построена композиция мастера «Жнецы». Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян.
       Несмотря на очевидность кропотливого труда над позирующей натурой, мастеру удалось передать как собственное очарование душевным волнением героев, так и их простодушное восхищение красотой создания природы.
       Вглядываясь в этот небольшой холст, мы невольно проникаемся атмосферой завороженного созерцания. Как восхищённо и внимательно, затаив дыхание, рассматривает деревенский паренёк двух пёстрых бабочек, присевших на руку матери. Та слегка наклонила голову к мальчику, а глядит в сторону, снисходительно и немного утомлённо. В этой картине мы видим мальчишку Захарку, героя нескольких полотен Алексея Венецианова, и его мать Анну Степанову.
        Композиция картины лаконична, крупные полуфигуры героев приближены к самой раме; задний фон - условная сплошная стена из колосьев. Пластически объёмно вылеплены лица и руки персонажей, очертания их голов словно повторяются разомкнутыми окружностями серпов. Плотно, густыми мазками написана грубая ткань одежды Анны Степановой: её белая рубаха, сарафан, желтоватый головной платок, не забыты и скромные украшения - тонкое ожерелье и колечко. Венецианов зорко подмечает разный тон кожи женского запястья и загрубелых, обветренных рук подростка, легко прописывает светотень на лицах крестьян. С искренней симпатией он рисует смышленого, любознательного Захарку и раскрывает в материнском лице застенчивую ласковость и теплоту.
       Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображённого пейзажа. Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своём юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. На лице матери можно заметить и лёгкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы.
       Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но лёгкая неестественность всё равно заметна.
       В работе «Жнецы» автор отдаёт дань так называемой «картине-обманке» - он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста.

13

https://img-fotki.yandex.ru/get/5211/92936793.4/0_10a25f_5aa67871_XXL.jpg
Крестьянская девушка с серпом во ржи. 1820 год.
Бумага, пастель. 36,2 х 27,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

14

https://img-fotki.yandex.ru/get/15485/92936793.4/0_10a252_c0f74bba_XXL.jpg
Жница. 1826 год.
Холст, масло. 30 х 24 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Как многие произведения Венецианова, картина представляет собой жанровый портрет. Неповседневный наряд жницы, динамический разворот её фигуры, данной в крупном масштабе, привлекательность молодой крестьянки придают картине эмоционально-приподнятое, праздничное звучание, символизируя идеальное духовное и душевное состояние русского крестьянства.

15

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/be/Venetsianov_Peasant_Girl_with_Cornflowers.jpg
Крестьянка с васильками. 1830 год.
Холст, масло. 48,3 х 31,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Удивительной простоты портрет крестьянки. Венецианов как никто другой умело передавал на своих полотнах истинную красоту русской женщины. Простой русской девушки, которая занята васильками. Нельзя сказать, что жизнь избаловала её. Простая крестьянская одежда, платок на голове и руки, настоящие трудовые руки. Ведь тогда женщины работали на равных с мужчинами и переносили все тяготы тяжёлой работы и дома и в поле.
       Мы видим грустный и усталый взгляд молодой крестьянки, и можно только догадываться о чём она задумалась. Но явно не о плохом… Может, что и приятно вспомнилось, а может что и грустное.
       Но есть ещё одна загадка: как Венецианову удавалось найти такие яркие типажи? Ведь в то время не все могли согласиться на позирование. Почему-то считалось грехом позировать для художника. Было даже поверье: нарисуют – помрёшь. И ведь часто сбывалось это поверье. А сам художник часто изображал именно русских красавиц. Секрет прост: это были крепостные красавицы, так что прикажет барин то и они делали. Этим и воспользовался Венецианов для своего творчества. конечно не так вероломно, но всё же…
       Но как хорошо владел кистью художник. На тёмном фоне он изобразил девушку, и её белая одежда как бы подсвечивает лицо и потому, кажется что она как грустный ангел. И фартук на ней чистый, но васильки приглушены, не очень бросаются на глаза. Зато как хорошо прорисовано лицо: волосы, лоб, брови, глаза и немного хитро улыбающийся рот. Всё-таки наверно в жизни девушка резва и сметлива. Да и погрустить наверно времени нету.
       Это только у художника так получилось – вдруг прорвалась грусть. Это можно назвать удачей для художника, ему не пришлось придумывать позу или откровенно врать будущим посетителям выставки. Всё в этом портрете не показное, всё настоящее.

16

https://img-fotki.yandex.ru/get/4003/92936793.4/0_10a25e_37233019_XXL.jpg
Кормилица с ребёнком. 1830-е годы.
Холст, масло. 66,7 х 53 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

      Венецианов — признанный художник портретист, который любил и писал картины в бытовом жанре. Он учился искусству творения не только в академическом направлении, где предлагалось лишь копировать готовые работы и срисовывать с уже известных моделей, а развивался на реальных предметах. В поздние годы своей жизни, художник основал школу, которая реализовывала его идеалы.
Картины должны быть естественны и реалистичны, запечатлеть мгновение в натуральной красоте.
       Не зря выбран и сюжет представленного изображения – кормилица с ребёнком. Стоит отметить, что роль таких нянек была огромна на Руси. Каждая высокопоставленная семья должна была содержать и иметь при себе кормилицу, которая выкормит и выходит дитя. Попасть на такую «хлебную» должность было очень трудно. Только здоровая, крепкая и опытная женщина могла стать нянечкой для наследника дворян и государства. Обязательно русская и христианка. Обязательно женщина должна была просить разрешения у батюшки, который оценивал её моральную чистоту.
       Картина изображает идеал русской кормилицы из знатной семьи. Ухоженные руки и лицо, говорит о том, что тяжёлой работой она давно не занимается. Опытные руки правильно держат ребёнка, позволяя тому двигаться, как хочет, но при этом, не сталкиваясь с небольшими ограничениями. Сама женщина в теле, что говорит о её крепком здоровье и наличии молока. Ребёнок уже тянется к груди нянечки.
       Дитя уже кажется достаточно взрослым, чтобы перестать пить молоко. Но по традиции ему предстоит ещё год питаться, так как оно повышает иммунитет и способствует здоровью малыша. Кормилица сидит в традиционном русском наряде и с бусами, что говорит о достатке хозяев. Не привычная деталь — бусы, которые на первый взгляд кажутся лишними, играют для кормилицы необычную роль – отвлечение малыша, чтобы женщина успела расположить ребёнка как надо без криков и брани.

17

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Aleksey_Venetsianov_-_%D0%9D%D0%B0_%D0%BF%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5._%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0_-_Google_Art_Project.jpg
На пашне. Весна. 1820-е годы.
Холст, масло. 51,2 х 65,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Великий художник Алексей Венецианов в начале 19 века написал уникальную картину “На пашне”, которая пользуется большим вниманием у любителей живописи и искусства. Картина воспринимается как единое целое, всё в ней гармонично, несмотря на простоту быта того времени. Мотив картины прост и казалось бы, понятен, но важно проникнуться тем временем и укладом жизни, чтобы прочувствовать всю глубину сюжета.
       История хранит много тайн и загадок, которые каждый разгадывает по-своему.
       Весна, распаханное поле, первые листочки пробивающейся зелени – всё говорит о том, как природа пробуждается. Крестьянка в красивом сарафане плавно передвигается по пашне, ведя под уздцы лошадей. Она изображена с босыми ногами, словно в танце передвигающимися по пашне. На ней нарядный кокошник, который в данной интерпретации символизирует весну, вызов природе. Женщина полна энергии и сил, она готова горы свернуть, после долгой зимы.
       На переднем плане играет малыш – художник выделяет материнство с большой буквы этого слова. Он одет легко и спокойно играет, земля матушка действует на него успокаивающе.
       Весна в разгаре, работы не початый край, несмотря на это женщина абсолютно спокойна, она наслаждается своей работой. Венецианов изобразил природу так, что она полностью вливается в уклад жизни работящего крестьянского народа, они едины. Художник хотел показать красоту и единство природы с человеком, их полное взаимопонимание и гармонию. Русская земля представлена такой, какая она есть на самом деле, здесь нет выдумки и лицемерия.
       Автор раскрывает перед зрителем девственную красоту природы, которая достойна пера великих художников. Картина выставлена в Третьяковской галерее в Москве, любой желающий может её там увидеть и понять смысл бытия русского народа.

18

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/50/Venetsianov_Zakharka.jpg
Захарка. 1825 год.
Картон, масло. 39,8 x 30,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Крепостной мальчик из всеми забытой деревни Сливнево. Художник заметил сына крепостного Федула Степанова и был очарован непосредственностью ребёнка. Когда художник его увидел, мальчишка шёл с топором, с рукавицами в лес, и вид имел очень занятой.
       Договорившись с мальчиком, Алексей Гаврилович Венецианов начал писать его портрет. На картине мы видим мальчика в большой шапке, который настороженно прислушивается к чему-то невидимому на картине. Простая домотканная одежда указывает на время встречи художника с натурщиком - это зима. Тут же изображены большие рукавицы, видимо для долгой работы и выглядывает топорище. Мальчик насторожен, но в нём отсутствует забитость крепостного, он человек вполне самостоятельный и знает, что ему надо.

19

http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/img/3.jpg
Встреча у колодца. 1843 год.
Холст, масло. 70×52 см.
Из коллекции  М.П.Фабрициуса.
Азербайджанский государственный музей искусств имени Р.Мустафаева

       Перейдя с 1820 года к бытовой живописи, Венецианов решил «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». В известных произведениях Венецианова... крестьяне изображены в труде и в часы отдыха. Женщины в его картинах серьёзны и величавы. Такой выглядит и молодая девушка с коромыслом в картине «Встреча у колодца»... Образы крестьянок в произведениях Венецианова вызывают в памяти известные строки из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...

       Для времени, в которое жил Венецианов, несколько идеализированное изображение крестьянской жизни вполне понятно. «Встреча у колодца» относится к последнему периоду жизни художника.

20

https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/d67/472654.jpg
Гадание на картах. 1842 год.
Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Живописец изображал всё, что видел, научившись передавать поэтически осмысленную реальность через самые простые её проявления. Он был не критиком «окружающей действительности», а поэтом-лириком.
       Полотно Венецианова «Гадание на картах» не изображает святочный обряд, однако две крестьянские девушки, несомненно, гадают о судьбе. Как и целый ряд созданных в это время работ, картина отражает напряжённые поиски новых композиционных возможностей в живописи. Сделав композиционным и смысловым центром одну из карт, мастер в целом моделирует маленький, тесный мир, запечатлевая единение юных крестьянок, сошедшихся за гаданием.

21

https://img-fotki.yandex.ru/get/9352/92936793.4/0_10a256_e189ffda_XXL.jpg
Два крестьянских мальчика со змеем. 1820-е годы.
Холст, масло. 20,5 х 16 см.
Самарский областной художественный музей, Самара
Повторение картины, находящейся в Государственном Русском музее.

      Мягкий свет выхватывает в тёмном пространстве избы, сидящих на печи, крестьянских мальчишек. Они готовятся к запуску воздушного змея. Один из них, предвкушая его полёт, мечтательно смотрит в направлении источника света.
       Венецианов путём построения композиции мастерски передает детское нетерпение и ожидание этого события. Картина словно наполнена особым ритмом предстоящего развлечения.

22

https://img-fotki.yandex.ru/get/54353/92936793.2b/0_11efe7_290302c5_XXL.jpg
Девушка на сеннике. 1830-е годы.
Холст, масло. 83,5 х 102 см.
На обороте холста надпись: Переложена со старого холста на новый …
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

      Картина является довольно типичным для Венецианова совмещением жанра и портрета. Образ крестьянки, реалистически достоверный, вместе с тем поднимается в определённой обобщенности и монументальности. В представлении художника именно народ является носителем нравственного начала – трудолюбия, религиозности, способности к сильным привязанностям. Жест молодой женщины, держащей в руках колечко и с грустью рассматривающей нательный крестик, вероятно, намекает на существование какой-то печали. Художественные достоинства картины были настолько очевидны, что её приобрел признанный ценитель живописи В.А. Кокоринов для своей галереи. В 1870 году вместе с лучшей частью собрания Кокоринова картина была приобретена для личной коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III.

23

https://img-fotki.yandex.ru/get/17911/92936793.4/0_10a254_1c36bf70_XXL.jpg
Девушка с бураком. 1824 год.
Дерево, масло.  29,5 х 23,5 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

       Картина «Девушка с бураком» - энергичен поворот головы молодой красавицы. Типично русское лицо с правильными чертами исполнено деловитой озабоченности: сдвинуты брови, сжаты губы, взгляд пристален. Красное звучное пятно платка подчёркивает темпераментность лица.

24

http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/img/11.jpg
Девушка с гармошкой. 1840 год.
Холст, масло. 40 х 30 см.
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород

25

http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/img/12.jpg
Девушка с подойником. 1824 год.
Холст, масло. 42 х 32 см.
Краснодарский художественный музей, Краснодар

26

https://img-fotki.yandex.ru/get/5904/92936793.4/0_10a258_4ba2165a_XXL.jpg
Девушка с телёнком. 1829 год.
Холст, масло. 37 х 31,5 см.
Частное собрание

27

https://img-fotki.yandex.ru/get/3909/92936793.4/0_10a259_179ad9e3_XXL.jpg
Крестьянка с косой и граблями (Пелагея). 1824 год.
Дерево, масло. 22,5 х 17,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

28

https://img-fotki.yandex.ru/get/61248/92936793.2b/0_11efe4_9fb54a3f_XXL.jpg
Молочница с подойником. 1820-е годы.
Холст, масло. 31,5 х 24,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Все свои впечатления от крестьянской жизни Венецианов получал в своём имении, находящемся в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Моделями Венецианова обычно были крестьяне из его деревни, то есть люди, которых он хорошо знал на протяжении многих лет. Образ крестьянки, реалистически достоверный, вместе с тем обобщён и монументален. Картина является довольно типичным для Венецианова совмещением жанра и портрета.

29

https://img-fotki.yandex.ru/get/15541/92936793.4/0_10a253_ef6ac3e2_XXL.jpg
Крестьянка Тверской губернии. 1840 год.
Холст, масло. 67 х 50,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Эта работа – одновременно портрет конкретного лица и изображение обобщенного крестьянского типа. Венецианов писал крестьян, которых хорошо знал, но предпочитал встречающиеся среди русского народа северных губерний «правильные, строгие лица», напоминающие античные. Сдержанность и вместе с тем яркость цветового решения: белая рубаха, тёмно-красные повойник – головной убор замужних женщин, его носили в будни, тогда когда в праздники надевали кокошники; сарафан и зелёная листва, – все это подчёркивает жизненную достоверность образа. Картина относится к позднему периоду творчества Венецианова. Отличие от более ранних изображений крестьянок в большей проработанности деталей, едва уловимой сюжетности происходящего (молодая женщина опирается на изгородь, ожидая какой-то встречи).

30

https://img-fotki.yandex.ru/get/4003/92936793.4/0_10a255_15bc8d07_XXL.jpg
Крестьянка, расчёсывающая лён (Анисья). 1822 год.
Бумага, акварель. 21 × 16,2 см.
Тверская областная картинная галерея

31

http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/img/25.jpg
Крестьянская девушка за вышиванием. 1843 год.
Холст, масло. 27 х 21,4 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Художник А.Г. Венецианов по-особенному относился к крестьянской теме. Он писал портреты крестьян от мала до велика. Автор умел чётко передать настроение, хотя использовал во всех своих произведениях пастельные и приглушенные оттенки. Венецианов делал акцент именно на портрете человека, поэтому изображал его на нейтральном однотонном фоне, чтобы ничто не отвлекало от крестьянского образа.
       На картине изображена девушка с русыми волосами и платком на голове. Она убрала волосы, чтобы они не мешали ей заниматься любимым делом. Крестьянка одета в белую рубаху со свободными широкими рукавами, которые не стесняют движения. Поверх рубахи надет сарафан сине-зелёного цвета, застегивающийся на пуговицы. У девушки большие глаза и маленький рот. Она смотрит куда-то в сторону, как будто увидела что-то интересное. Хотя лицо не выражает никаких эмоций, может просто оглянулась на шорох, а там ничего нет.
       В руках крестьянки вышивка. На белом полотне она вышивает какой-то узор красными нитками. За этим занятием, наверное, девушка коротает свои вечера. Стежки получаются ровными и аккуратными, а значит, крестьянка ответственно относится к своему творчеству. Во времена Венецианова многие девушки занимались вышиванием, создавая интересные вещицы для украшения интерьера и быта. Художник изобразил крестьянку за творческим процессом, помогающим отдохнуть после тяжёлого дня.

32

https://img-fotki.yandex.ru/get/5704/92936793.4/0_10a25a_6efab57b_XXL.jpg
Крестьянская девушка с граблями. 1820-е годы.
Бумага, пастель. 16,1 × 13,2 cм.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербурге

33

https://img-fotki.yandex.ru/get/9305/92936793.4/0_10a257_c7e16c2_XXL.jpg
Крестьянская девушка с телёнком. 1829 год.
Холст, масло. 65,5 х 53 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       А.Г. Венецианов написал много картин, на которых изображены крестьяне. Это и простые портреты, передающие настроение героя, и картины, где крестьяне изображены за каким-то занятием. Вот и на полотне «Крестьянская девушка с телёнком» представлена молодая женщина, кормящая из миски маленького телёнка. Если посмотреть внимательно, то видно даже фактуру тканей. Художник тщательно прорисовывал каждые детали, уделяя им особое внимание.
       Крестьянская девушка на картине как будто присела на корточки, чтобы покормить телёнка. Она красиво и опрятно одета, видно, что девушка аккуратная. На голове крестьянки повязка, под которую девушка спрятала все свои волосы. На ней белая рубашка свободного кроя, в которой легко и удобно заниматься любыми домашними делами. Сверху надет красный сарафан, а на шее бусы, как-бы дополняющие весь образ крестьянской девушки.
       Героиня произведения держит в руках деревянную миску, в которой находится еда для телёнка. Она кормит маленького телёнка с темной густой шерстью. Он ещё мал и поэтому нуждается в особом уходе, ласке и заботе. Девушка и телёнок смотрят в одну сторону, что-то привлекло их внимание. От картины веет домашним уютом и теплом.

34

http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/img/27.jpg
Крестьянка, опершаяся на руку. 1827 год.
Картон, масло. 22 х 17,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

35

https://img-fotki.yandex.ru/get/5809/92936793.4/0_10a25b_dffbd41e_XXL.jpg
Крестьянские дети в поле.  1820-е годы.
Холст, масло. 38,5 х 30 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Алексей Венецианов – известный русский живописец. Удивителен тот факт, что не получив художественного образования, ему удалось стать влиятельным художником и даже создать собственное направление в живописи. Крестьянская жизнь интересовала художников и ранее, но именно Венецианов стал изображать крестьян с любовью и нежностью. Быт крестьян, их тяжёлый труд мастер в деталях переносит на полотна.
       Одна из картин Венецианова крестьянской тематики «Крестьянские дети в поле». Сюжет прост, незатейлив, представляет собой обычную ежедневную ситуацию – две девочки приносят обед, работающему в поле пастуху. На полотне перед зрителем предстает летний день. Классический деревенский пейзаж встаёт перед глазами: сочная зелень поля, уходящая вдаль, линия горизонта, поросшая деревьями, и нежно-голубое, почти прозрачное небо.
       Детские фигурки написаны крупно, они приближены к передней раме полотна. Дети одеты бедно, но аккуратно и чисто: светло-серые одежды подпоясаны тонким пояском, на головах у девочек платки голубого и ярко-синего цветов. Обуты дети в простые лапти. Привлекают и очаровывают зрителя отношения между детьми, явно видная нежность и любовь. Старшая девочка робко, со стеснением протягивает хлеб пастуху. Вторая девочка, стоящая позади, нежно обнимает вторую за плечо и кладёт на неё головку. В руке у девочек корзинки, что говорит об их неустанном труде и помощи родителям. Выражение их лиц безмятежно.
       Также спокоен и пейзаж вокруг, он словно дышит безмятежностью. Лишь несколько овец из стада нарушают эту тишину. Несмотря на обыкновенность событий, описанных на полотне, и их регулярность, вся картина оставляет необычайно тёплое впечатление, своим лиризмом она проникает прямо в душу. Картина, написанная в 1820-х годах, хранится в Санкт-Петербургском музее.

36

http://img-fotki.yandex.ru/get/9305/121447594.55f/0_fb885_6bba65d_XXXL.jpg
Крестьянский мальчик, надевающий лапти. 1820-е годы.
Холст, масло. 37 х 28 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

37

http://chelmusart.ru/files/images/4a.g.venecianov.malchikvkrasnojrubakhe.1845-kopija.jpg
Мальчик в красной рубашке. 1845 год.
Холст, масло. 75 × 60 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств

         Отзвуки романтизма видны в работе русского художника Алексея Гавриловича Венецианова «Мальчик в красной рубахе».
В 1820 – 1830 годы Венецианов подолгу жил в Петербурге, ценил его за кипение умственной жизни, за то, что «здесь дух не морится голодом». Но, живя в столице, в душе он оставался селянином, не приемля «городской надменности и прочих столичных пузырей» И только переехав в провинцию в Тверскую губернию, где он приобрёл себе небольшое имение, Венецианов обрёл тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. «Ничего не изображать иначе как только в натуре, что является и повиноваться ей одной», - писал художник, порывая с традициями академического искусства. Но, повинуясь натуре, художник не копирует её, не состязается с ней, а даёт почувствовать нам зрителям поэзию реального мира его красоту, создаёт образ гармоничного бытия, так ценимого его поколением.
        В портрете «Мальчик в красной рубахе» мы видим тот же композиционный приём, что и в работе Тропинина, - крупно взятая фигура на фоне пейзажа – крестьянский мальчик в яркой красной рубахе.
       На его коленях шапка, в руке ягоды. Жест, предлагающий и в то же время просящий. Чистое, нежное, немного сонное лицо. Мальчик смотрит на зрителя с некоторой робостью и доверчивостью. На фоне густой зелени ещё ярче пылает его красная рубаха. Его фигура очерчена очень мягкими линиями. Живопись плотная, многослойная.
       Красный цвет – как символ торжества жизни и в то же время как символ значимости личности, которая особенно высветилась и встала на повестку дня после войны 1812 года. Мир этого портрета идилличен и патриархален. Здесь нет никакой драматической завязки, динамичного сюжета, здесь, наоборот, ничего не происходит, всё статично. Перемежая светлые и тёмные тона, художник осваивает глубину пространства. Сад, деревья, как бы растворяются в воздухе. В цветовой системе доминирует локальный цвет, который соединяется со сложными красочными переходами. Этот мальчик находится в полном единении с природой, что и делает образы Венецианова значительными.

38

https://img-fotki.yandex.ru/get/4003/92936793.4/0_10a25d_2331b586_XXL.jpg
Пастушок с рожком. 1820-е годы.
Дерево, масло. 32 х 27 см.
Тверская областная картинная галерея, Тверь

39

https://img-fotki.yandex.ru/get/6610/92936793.4/0_10a260_bd3a3f64_orig.jpg
Первые шаги, крестьянка с ребёнком. 1830-е годы.
Холст, масло. 51,5 × 60 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       На тёмном фоне художник изобразил крестьянку и её ребёнка, делающего первые шаги. Ничто не отвлекает от этого действия. На полу постелен какой-то коврик, на нём, судя по всему, играет ребёнок, чтобы не простудиться на голом полу. Женщина присела на пол, встав на колени. Она опрятно одета, её русые волосы спрятаны под белым платком. На ней свободная рубаха, поверх которой надет зелёный сарафан. Чтобы не запачкать сарафан крестьянка надела передник. На её ногах нет обуви, она сидит, протянув руки вперёд, к малышу.
       На заднем плане, в тени женщины можно увидеть лежащую на полу девочку лет десяти. Она с интересом наблюдает за ребёнком, который впервые самостоятельно пошёл. Это, скорее всего старшая дочь крестьянки. К женщине неуверенными шагами идет ребёнок и тянет к ней руки, чтобы быстрее прижаться к ней и не упасть. У ребёнка кукольное лицо и светлые локоны. Судя по розовой одежде это девочка, хотя вполне возможно, что и мальчик.
       Крестьянка долго ждала, когда же наступит этот счастливый день и ребёнок научится самостоятельно ходить. Наконец-то это случилось. Женщина и лежащая на полу девочка с радостью и восторгом смотрят на первые шаги малыша. Теперь ребёнок будет бегать по дому, и изучать новый мир. А.Г. Венецианов в своей картине показал истинную радость материнства.

40

https://img-fotki.yandex.ru/get/9932/92936793.4/0_10a24f_33306552_XXL.jpg
Пряха. 1839 год.
Холст, масло. 23,3 х 18,9 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

41

http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/img/67.jpg
Старая няня в шлычке. 1829 год.
Холст, масло. 67 х 52 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

42

https://img-fotki.yandex.ru/get/3306/92936793.4/0_10a461_929d9839_orig.jpg
Портрет ржевского купца Образцова. 1830-е годы.
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

https://img-fotki.yandex.ru/get/51809/92936793.2b/0_11efe8_14a516da_XXL.jpg
Портрет купчихи Образцовой. 1830-е годы.
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

43

http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/img/50.jpg
Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой. 1820-е годы.
Холст, масло. 67,5 х 52 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

44

http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/img/49.jpg
Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой
в русском наряде. 1830 год.
Холст, масло. 91,9 х 71,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

45

https://img-fotki.yandex.ru/get/9118/92936793.4/0_10a465_bf4827b8_orig.jpg
Портрет Александры Алексеевны Венециановой, дочери художника. 1825 год.
Холст, масло. 41 х 33,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

46

http://classic-online.ru/uploads/000_picture/180600/180597.jpg
Портрет дочерей художника Александры и Фелицаты. 1830 - 1841годы.
Холст, масло. 64 × 50 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

47

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/Golovachevskiy_by_Venetsianov.jpeg
Портрет Кирилла Ивановича Головачевского,
Инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками. 1811 год.
Холст, масло. 143,5 x 111 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

48

http://www.spbmuseum.ru.images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/156/425940.jpg?132981976299618
Тарелка декоративная с воспроизведением литографии с картины А.Г.Венецианова "Капитошка",
сама картина считается утраченной.

49

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c2/Alexey_Venetsianov_23.jpg
Купальщицы. 1829 год.
Холст, масло. 52,5 х 36,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

50

http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/img/31.jpg
Купальщица. 1830 год.
Холст, масло. 97 х 77 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Алексей Гаврилович Венецианов