Портрет графини Марии Константиновны Толстой,
урождённой Бенкендорф. 1844 год.
Бумага, карандаш, акварель.
Мария Константиновна Толстая (1818-1844 годы) – дочь К. Х. Бенкендорфа, супруга графа П. М. Толстого, внука генерал-фельдмаршала князя М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского. В детстве жила в Германии. После смерти родителей переехала в Санкт-Петербург, где воспитывалась в доме дяди – шефа жандармов графа А. Х. Бенкендорфа. Скончалась в Санкт-Петербурге. Изображена в трауре по случаю смерти свекрови, П. М. Толстой.
Владимир Иванович Гау
Сообщений 51 страница 100 из 229
Поделиться512010-12-21 00:46:42
Поделиться522010-12-21 01:02:50
Портрет великой княгини Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской,
с детьми Николаем и Марией. 1845 год.
Картон, акварель, белила, карандаш. 35,5 х 27,8
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Поделиться532010-12-21 01:11:19
Портрет Марии Сергеевны Олениной. 1836 год.
Бристольский картон, акварель, белила, карандаш, лак.
Государственный музей А.С.Пушкина. Москва
Мария Сергеевна Оленина,урождённая Львова (1810-1899 годы), дочь С.Д.Львова и Т.П.Полторацкой. В январе 1831 года вышла замуж за полковника Петра Алексеевича Оленина (1794-1868 годы), старшего брата А.А.Олениной.
Поделиться542010-12-21 01:19:59
Портрет Гаральда Гау, сына художника в детстве. 1852 год.
Бумага, акварель, карандаш. 27,5 x 21,7 см.
Ярославский художественный музей.
Поделиться552010-12-21 01:20:54
Портрет князя Бориса Александровича Куракина ребёнком. 1840 год.
Картон, акварель, белила, карандаш, лак.
Государственный музей А.С.Пушкина. Москва
Поделиться562010-12-21 01:23:30
Портрет Надежды Андреевны Дуровой. 1837 год.
Сепия, бумага, карандаш. 19 х 16 см.
Портрет Надежды Андреевны Дуровой. 1837 год.
Бумага, карандаш, гуашь, белила.
Поделиться572010-12-21 01:33:30
Дама в багряном. 1848 год.
Частное собрание
Поделиться582010-12-21 01:34:27
Портрет графини Уваровой.
Поделиться592010-12-21 01:35:15
Портрет неизвестной дамы в голубом платье и с красной шалью.(А.К.Карамзиной?). 1847 год.
Бумага на картоне, акварель, белила, карандаш, лак. 26 x 21 см.
Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера». Архангельск
Поделиться602010-12-21 01:36:26
Портрет девушки у фортепиано. 1846 год.
Поделиться612010-12-21 01:37:54
Портрет княгини Натальи Дмитриевны Шаховской, урождённой княжны Щербатовой. 1849 год.
Княгиня Наталья Дмитриевна Шаховская, урождённая княжна Щербатова(4 июля 1795 — 2 июня 1884) — жена декабриста Фёдора Шаховского. Внучка историка М. Щербатова и сенатора Ф. И. Глебова.
Младшая дочь князя Дмитрия Михайловича Щербатова (1760—1839) от брака его с Александрой Фёдоровной Глебовой (1766—1796). Вместе с сестрой Елизаветой (1791—1885) и братом Иваном (1794—1829) воспитывалась с кузенами Михаилом и Петром Чаадаевыми.
Обаятельная и остроумная княжна имела большой успех в обществе. Ею был увлечён А. Грибоедов, а в 1817 году к ней одновременно сватались сослуживцы брата по Семёновскому полку Иван Дмитриевич Якушкин (1793—1857) и Дмитрий Васильевич Нарышкин (1792—1831), но оба получили отказ. Первый его получил Якушкин, неразделённая любовь привела его к мысли о самоубийстве. От необдуманного поступка его удержала сама Наталья Дмитриевна, которая глубоко уважала Якушкина, но не хотела выходить за него.
Д. В. Нарышкин больше года упорно сватался к Наталье Дмитриевне. Она отказывала ему, чтобы не обидеть Якушкина, но её отец очень желал этого брака, ведь Нарышкин был богат, через него князь Щербатов надеялся поправить своё материальное положение. Наталья Дмитриевна была невысокого мнения о своём женихе и писала брату, что «душа Нарышкина порочная, низкая, не имеющая другой цели, кроме личной выгоды, за счёт своей совести и уважения тех, кто его знает». Но мечта о «блестящем будущем» победила. Была назначена свадьба с Нарышкиным, которая несколько раз переносилась. Не имея склонности к жениху, зная, что этим браком она возможно «убьёт» Якушкина, летом 1819 года Наталья Дмитриевна с облегчением узнала, что Нарышкин женился в Париже на дочери графа Ф. В. Ростопчина.
В августе 1819 года к Щербатовой посватался князь Фёдор Петрович Шаховской (1796—1829). В письме к брату она писала о нём:
«Много ума, возвышенная душа, превосходное сердце. Маленькие заблуждения молодости дали ему опыт; его голова созрела, у него достаточно разума, чтобы сознаться в безумствах, которые он совершил. Он действовал «как честный человек», «очень лойяльно»; «горячо любя», он, доказал деликатность своих чувств, обратившись прямо к отцу, чтобы получить руку».
Сначала князь Щербатов не соглашался, он был недоволен историей с Нарышкиным, но вскоре примирился. В октябре 1819 года Якушкин писал Ивану Щербатову: «Теперь все кончено. Я узнал, что твоя сестра выходит замуж, — это был страшный момент. Он пришёл». 12 ноября 1819 года Наталья Дмитриевна вышла замуж и поселилась с мужем в своем имении селе Ореховец Нижегородской губернии. В момент ареста мужа она ждала второго ребёнка. Шаховской был сослан на поселение в Сибирь бессрочно, где психически заболел.
О болезни мужа Наталья Дмитриевна узнала от Александры Муравьёвой, с которой вела переписку. Обратилась с прошением о поездке в Енисейск, получив отказ, ходатайствовала о переводе мужа в одно из имений под свою опеку. В ответ на это было получено Высочайшее повеление отправить Шаховского в Суздальский Спасо-Ефимиев монастырь для содержания под арестом. Жене было разрешено поселиться рядом. Шаховская добилась, чтобы мужа посещал врач. Однако Фёдор Шаховской скончался 22 мая 1829 года от голода (с 6 мая он отказывался от пищи).
После смерти мужа Наталья Дмитриевна вернулась с детьми в Москву и поселилась в доме отца, чтобы быть ближе к единственной незамужней сестре Елизавете. Зимой они жили в своём особняке на Малой Никитской (ныне Посольство Нигерии в России), а лето проводили в подмосковном имении Рождественском. Горячо любя своего мужа, княгиня Шаховская осталась ему верна. Она не могла побороть в себе чувство горькой обиды за его ссылку в Сибирь, неприязненно, почти враждебно относилась к Петербургу и мало интересовалась теми придворными великосветскими новостями, которые ей сообщали родственники. Когда сын её Иван жил в Царском Селе, она, несмотря на его просьбы и уговоры, не согласилась покинуть Москвы. До глубокой старости Наталья Дмитриевна сохраняла свежую память и гибкий ум, была по энергии, твёрдости характера, образованию, уму и беспредельной доброте и отзывчивости замечательно выдающеюся женщиной. Скончалась в Москве и была похоронена на Ваганьковском кладбище; могила утрачена.
Поделиться622010-12-21 01:39:12
Портрет неизвестной в бордовой накидке. 1838 год.
Поделиться632010-12-21 01:39:56
Портрет дамы в голубом платье. 1847 год.
Поделиться642010-12-21 01:40:37
Женский портрет. 1840 год.
Бумага, акварель, белила. 20 х 16 см.
Дальневосточный художественный музей. Хабаровск.
Поделиться652013-01-26 01:43:28
Портрет графини Эмилии Мусиной-Пушкиной. 1830-е годы.
Среди обожателей Эмилии Карловны мы находим имена Александра Сергеевича Пушкина, Александра Ивановича Тургенева , князя Петра Андреевича Вяземского и позднее — Михаила Юрьевича Лермонтова. Последний, видимо, увлёкся белокурой красавицей и «следовал за нею всюду, как тень» (В. Соллогуб), но взаимности не имел. Поэт посвятил ей в 1839 году мадригал:
****
Графиня Эмилия –
Белее, чем лилия,
Стройнее её талии
На свете не встретится.
И небо Италии
В глазах её светится.
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.
Поделиться662013-01-26 01:53:39
Портрет Александры Кирилловны Воронцовой-Дашковой. 1840-е годы.
Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова (1818-1856 годы), урождённая Нарышкина.
Граф В. А. Соллогуб писал о ней:
"Много случалось встречать мне на моём веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встречал я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной весёлостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом била в ней жизнь и оживляла, скрашивала всё её окружающее. Много женщин впоследствии пытались ей подражать, но ни одна из них не могла казаться тем, чем та была в действительности".
Поделиться672013-01-26 01:59:31
Портрет Великой княжны Елены Павловны. 1837 год.
(Фредерика-Шарлотта-Мария Вюртембергская )(1806-1873 годы).
Поделиться682013-01-26 02:19:19
Портрет княгини Веры Аркадьевны Голицыной. 1846 год.
Бристольский картон, акварель, белила, лак.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Москва
Поделиться692013-01-26 02:30:39
Портрет дочери. 1853 год.
Холст, масло. 37 х 24 см.
Поделиться702013-01-26 02:37:43
Портрет молодой девушки. 1837 год.
Поделиться712013-01-26 02:45:24
Портрет великих княжон Марии, Елизаветы и Екатерины. 1838 год.
Бумага, акварель, белила.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Поделиться722013-01-26 03:56:15
Портреты великих князей Николая и Михаила Николаевичей. 1835 год.
Поделиться732013-01-26 04:03:49
Портрет великих князей Александра Александровича и
Алексея Александровича. 1853 год.
Картон, акварель.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Москва
Поделиться742013-01-26 04:05:20
Портрет сидящего мальчика.
Поделиться752013-01-26 04:06:40
Мария Ивановна и Вера Ивановна Бек. 1842 год.
Поделиться762013-01-26 04:08:13
Дети герцога Лейхтенбергского возле мраморного бассейна.
Поделиться772013-01-26 04:10:30
Групповой портрет детей
Великой княгини Марии Николаевны. Около 1863 года.
Акварель, белила. 46 х 57 см.
Поделиться782013-01-26 04:11:39
Портрет великих княжон Марии и Ольги Николаевны. Литография.
Поделиться792013-01-26 04:12:46
Портрет герцога Николая Максимилиановича
Лейхтенбергского ребёнком. 1844 год.
Поделиться802013-01-26 04:13:58
Портрет мальчика в красной рубашке. 1830 год.
Поделиться812013-01-26 04:14:58
Портрет мальчика в синем сюртуке. 1836 год.
Поделиться822013-01-26 04:16:24
Дети герцога Ольденбергского на прогулке.
Акварель.
Шевалье Ф. по рисунку Гау Владимира Ивановича. Литография.
Поделиться832013-01-26 05:05:13
Портрет Юлии Фёдоровны Барановой
(Доротея Елена Юлиана), урождённая Адлерберг. 1837 год.
Поделиться842013-01-26 05:08:12
Портрет Александры Сергеевны Урусовой. 1839 год.
Картон, акварель, свинцовые белила, графитный карандаш, лак.
26,8 х 21,5 см.
Государственный Исторический музей. Москва.
Поделиться852013-01-26 05:09:31
Женский портрет. 1845 год.
Бристольский картон, акварель, белила. 28 x 22 см.
Днепропетровский художественный музей. Украина
Поделиться862013-01-26 05:10:56
Портрет Софьи Константиновны Булгаковой.
Поделиться872013-01-26 05:12:24
Портрет Прасковьи Арсеньевны Бартеневой на фоне Кремля. 1841 год.
Картон, акварель, свинцовые белила, графитный карандаш.
25 х 20 см.
Дар П. И. Щукина в 1905 году,
ранее - музей Российских древностей П. И. Щукина.
Государственный Исторический музей. Москва.
Прасковья Арсеньевна Бартенева (1811-1872 годы)— салонная певица (сопрано). Родилась в обедневшей дворянской семье. Получив разностороннее музыкальное образование, с 1824 начала выступать на светских балах и вскоре стала широко известна в Петербурге и Москве (с 1835 года была произведена в камер-фрейлины и придворные певицы). Обладала редким по красоте и силе голосом "металлического" тембра и обширного диапазона. Репертуар включал романсы русских композиторов, русские народные песни, а также арии из опер итальянских композиторов. В 1830 году исполнила романс "Соловей" А. Алябьева в концерте на московском балу в честь известной певицы Г. Зонтаг. Современники называли Бартеневу "русская Зонтаг".
Красота и проникновенность пения Бартеневой вызывали восхищение слушателей, что нашло отражение в творчестве её современников — поэтов и композиторов. Она была знакома с Александром Пушкиным (с 1832 года). В 1830 году Михаил Лермонтов посвятил певице новогодний мадригал:
Скажи мне, где переняла
Ты обольстительные звуки,
И как соединить могла
Отзывы радости и муки?..
Премудрой мыслию вникал
Я в песни ада, в песни рая,
Но что ж! — нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я.
В 1838 году Бартенева участвовала вместе с Лермонтовым в репетициях спектаклей в доме Карамзиных в Петербурге. По мнению Э. Найдича, исследователя творчества Лермонтова, была адресатом и других его стихотворений: "Как небеса, твой взор блистает" (1837 год), "Она поёт, и звуки тают" (1838 год), "Слышу ли голос твой" (1840 год), "Есть речи — значенье" ("Волшебные звуки", 1841 год). Посвящённые певице поэтические строки есть в творчестве В. Жуковского, П. Вяземского, И. Мятлева, Н. Павлова, Е. Ростопчиной, В. Сологуба. Под впечатлением от искусства Бартеневой написал стихотворение "Русская певица" И. Козлов (1836 год).
... Но томное любви роптанье
Уже не слышно; голос твой
Пылает, льёт очарованье
Напевом радости живой...
Он дивной, зыбкою стрелою
Летит сквозь радужный эфир,
Небесною блестит красою.
В нём жизнь сердец —
в нём — целый мир.
Поделиться882013-01-26 05:13:56
Портрет Марии Васильевны Столыпиной. 1840 год.
Мария Васильевна Столыпина (1819–1895 годы), урождённая Трубецкая.
Поделиться892013-01-26 05:16:05
Портрет графини Елизаветы Васильевны Толстой. 1844 год.
Бумага, акварель, графитный карандаш, белила. 27,8 х 22 см.
Ярославский художественный музей.
Елизавета Васильевна Толстая, урождённая Тулинова (1826-1870 годы), с 1844 года жена Ивана Матвеевича Толстого (1806-1867 годы), внука Михаила Илларионовича Кутузова. Покончила с собой вследствие развившейся душевной болезни.
Поделиться902013-01-26 05:17:27
Портрет Аграфены Сергеевны Романовой. 1835 год.
Аграфена Сергеевна Романова, урождённая Львова (1810-е -1903 годы), дочь Сергея Дмитриевича Львова и Татьяны Петровны Полторацкой, была замужем за Дмитрием Ивановичем Романовым (1809-1854 годы).
Поделиться912013-01-26 05:19:04
Портрет Ольги Николаевны Скобелевой. 1842 год.
Акварель.
Она была средней из пяти сестёр Полтавцевых. В 1842 году окончила Смольный институт и вскоре вышла замуж за генерал-лейтенанта Дмитрия Ивановича Скобелева. В их семье было четверо детей: первенец Михаил и три дочери.
Ольга Николаевна (1823-1880 годы) была светской женщиной, но в самом лучшем смысле этого слова: она не только была умна и образованна, но и умела глубоко вникать в дела мужа и детей, жить их интересами и заботами. Вот как характеризует её русский историк и критик барон Н.Н. Кнорринг: «Ольга Николаевна была очень интересной женщиной, с характером властным и настойчивым. Она очень любила своего единственного сына, посещала его даже в походной обстановке и своей широкой благотворительной деятельностью поддерживала его политику в славянском вопросе». После смерти мужа в 1879 году Ольга Николаевна отправилась на Балканский полуостров, где возглавила болгарский отдел Общества Красного Креста. Она основала в Филиппополе (ныне Пловдив) приют для 250 сирот, организовала в нескольких городах приюты и школы. Участвовала в организации снабжения госпиталей Болгарии и восточной Румелии (историческое название Балкан).
На Балканах Ольгу Николаевну Скобелеву знали не только как жену и мать славных генералов, но и как щедрую благотворительницу и мужественную женщину.
В Румелии она хотела учредить сельскохозяйственную школу и церковь в память своего мужа, но не успела – её жизнь трагически оборвалась: 6 июня 1880 года её зверски зарубил шашкой русский поручик, ординарец Скобелева, капитан румелийской полиции А. А. Узатис с целью грабежа. Сопровождавший Скобелеву унтер-офицер Матвей Иванов смог убежать и поднял тревогу. Узатиса нагнали, окружили, и он застрелился.
Филиппопольским городским советом на месте убийства Ольги Николаевны Скобелевой поставлен памятник. А похоронена она в её родовом имении, в церкви.
Поделиться922013-01-26 05:20:15
Портрет Варвары Михайловны Бутурлиной. 1852 год.
Варвара Михайловна Бутурлина (1829—1882), в замужестве Леонтьева, за правнуком Александра Васильевича Суворова, шталмейстером Михаилом Ивановичем Леонтьевым.
Поделиться932013-01-26 05:22:31
Портрет Элизабет А. Полетики. 1849 год. (1832-1854 годы).
Бумага, акварель, белила, лак, процарапывание.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Москва
Поделиться942013-01-26 05:23:59
Мария Аркадьевна Вяземская, урождённая Столыпина, в первом браке Бек.
Павел Вяземский и Мария Бек обвенчались в Константинополе 17 октября 1848 года. К этому счастливому событию были заказаны печатки и кольца по эскизам князя, а также медали из обожжённой глины с изображением Аполлона Кифареда, одного из важнейших божеств олимпийской религии, изображённого играющим на кифаре. Красавице жене Вяземский посвятил перевод с немецкого Г. Гейне «''Цветок лотоса''».
После свадьбы супруги поселились в русском посольстве в ''Буюк-Дере'', недалеко от Константинополя. Из окон дома открывался превосходный вид на Босфор, а при доме был великолепный сад. Там, в 1849 году, родился их первый ребёнок, дочь Екатерина.
Вяземский стал отцом для Веры и Марии Бек. Он преподавал им науки и развивал их врождённую склонность к искусству. Сестры были очень дружны и во многом сходились.
Поделиться952013-01-26 05:25:20
Великая княжна Елизавета Михайловна. 1844 год.
Елизавета Михайловна - великая княгиня русская и герцогиня нассауская (1826 - 1845 годы), дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны; в 1844 году вступила в брак с герцогом нассауским Адольфом-Вильгельмом и скоро скончалась при родах.
Поделиться962013-01-26 05:27:29
Портрет Марии Ивановны Гончаровой. 1851 год.
Бумага, акварель. 34,8 х 26,8 см
Всероссийский музей А.С. Пушкина. Санкт-Петербург
Дочь Ивана Сергеевича князя Мещерского и Софии Сергеевны Всеволожской.
Жена Ивана Николаевича Гончарова.
Мать Марии Ивановны Гончаровой; Владимира Ивановича Гончарова; Александра Ивановича Гончарова и Софии Ивановны Гончаровой.
Сестра Сергея Ивановича князя Мещерского и Петра Ивановича князя Мещерского.
Полукровная сестра Nicolas Loukache; Василия Ивановича князя Мещерского и Николая Ивановича князя Мещерского.
Поделиться972013-01-26 05:28:29
Портрет великой княжны Екатерины Михайловны. 1847 год.
Великая княжна (княгиня) Екатерина Михайловна (1827 год, Санкт-Петербург — 1894 год, Санкт-Петербург) — дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I; герцогиня Мекленбург-Стрелицкая.
Поделиться982013-01-26 05:40:32
Императрица Александра Фёдоровна в гостиной
Коттеджа в Александрии. 1834 год.
Поделиться992013-01-26 05:41:59
Портрет дамы с розой в волосах.
Поделиться1002013-01-26 06:16:01
Женский портрет. 1845 год.
Бумага, акварель. 24,3 х 18,6 см.
Кировский областной художественный музей