"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Василий Андреевич Тропинин


Василий Андреевич Тропинин

Сообщений 1 страница 50 из 228

1

https://img-fotki.yandex.ru/get/9155/92936793.f/0_110954_bfba220f_orig.jpg
Автопортрет. 1846 год.
Холст, масло. 106 × 84.5 см
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Василий Андреевич Тропинин
( 1776 г. - 1857 г. )

      Выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Академик живописи.
    Василий Андреевич родился 19 марта в селе Карповка Новгородской губернии. Его отец крепостной крестьянин графа А. С. Миниха за честную службу получил личную вольную. Благодаря хлопотам родителя мальчик четыре года учился в начальных классах Новгородской народной школы, где и увлекся рисованием.
    Вскоре будущий художник в числе приданного дочери Миниха стал крепостным графа Моркова И. И.. Новый хозяин направил Василия под присмотр двоюродного брата А. И. Моркова в Петербург обучаться кондитерскому ремеслу.
    Алексей Иванович Морков сыграл в судьбе молодого человека значительную роль. Увидев картины Тропинина , он сумел убедить кузена отправить начинающего кондитера учиться в Академию художеств. Здесь Василий Андреевич провел шесть лет (1798-1804), однако обучение Тропинин не закончил. Хозяин отозвал его в своё новое поместье на Украину.
   Следующий период вплоть до 1823 года Тропинин жил попеременно в украинском поместье и графском доме Моркова в Москве. Он выполнял обязанности крепостного живописца и одновременно дворового человека. Картины Тропинина этого периода несут отпечаток сентиментализма, обусловленный влиянием В. Л. Боровиковского и Ж. Б. Греза. Тематический диапазон творчества достаточно широк: многочисленные портреты, иконы для поместной церкви, жанровые сцены, представлявшие быт украинских крестьян.
    В 1823 году граф Морков, уступив давлению передовой части общества, предоставил Тропинину вольную. Освободившись от крепостной зависимости, Василий Андреевич решил получить статус профессионального живописца. Тропинин представил на суд Совета Академии художеств свои лучшие картины (Нищий старик, Портрет гравера Е. О. Скотникова, Кружевница), и получил звание "назначенного в академики". В 1824 году за мужской портрет К. А. Леберехта ему было жаловано звание академика портретной живописи.
   Затем художник поселился в Москве. После академической выставки он приобрёл известность, круг его клиентов расширился. Тропинин писал портреты московских дворян, купцов, деятелей культуры, представителей простонародья. Вскоре Тропинин приобрёл славу лучшего портретиста Москвы.
   Тропинин Василий Андреевич своим творчеством оказал огромное влияние на формирование московской школы живописи, способствовал развитию реалистических тенденций в русском художественном искусстве.
    Умер Тропинин 3 мая 1857 года. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище в Москве.

2

https://img-fotki.yandex.ru/get/3506/92936793.d/0_1108aa_1d545452_orig.jpg
Гитарист. 1823 год.
Холст, масло. 82,5 x 64,3 см.
Государственная Третьяковская Галерея. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15570/92936793.d/0_1108a9_c755c70b_orig.jpg
Гитарист. 1832 год.
Вариант-повторение одноименной картины. (1823 года, ГТГ).
Холст, масло. 83,8 × 65,6 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Благодаря точности и вниманию к деталям, картины Тропинина помимо естественно присущей им художественной ценности приобретают и ещё одну — ценность документа. Во всяком случае, это бесспорно в отношении «Гитариста», которого всякий историк русской семиструнной гитары, да и просто любитель, интересующийся историей гитары в России, воспринимает и видит именно так. Здесь и фотографически точное изображение ин­стру­мента той эпохи, и постановка рук, положение пальцев на грифе, стопка нот на картине 1832 года, по которым хочется угадать исполняемое произведение, и, наконец, с большой долей вероятности, изображение одного из самых ярких деятелей русской семиструнной гитары первой половины XIX века Владимира Ивановича Моркова (1801–1864 гг.), русского гитариста-виртуоза, ученика знаменитого А. О. Сихры, будущего автора Школы для семиструнной гитары и целого ряда сочинений и переложений для этого инструмента, а также получившего широкую известность и популярность.

https://img-fotki.yandex.ru/get/65488/92936793.d/0_1108ab_6e2d8f5a_orig.jpg
Гитарист. 1839 год.
Холст, масло. 86,5 × 69 см.
Справа ниже локтя подпись: В. Тропининъ 1839.
Александровский дворец (приобретён в 1870 году у В. А. Кокарева).
С 1897 года в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/65488/92936793.d/0_1108ac_1f24bfbf_XXXL.jpg
Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818 года.
Холст, масло. 40,4 х 32 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15490/92936793.d/0_1108ad_fe515296_orig.jpg
Портрет сына художника за мольбертом. 1820-е годы.
Холст, масло. 66,5 х 57,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/4109/92936793.d/0_1108ae_db830d1e_orig.jpg
Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника. 1827 год.
Холст, масло. 72 х 56,5 см.
Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары.

5

https://img-fotki.yandex.ru/get/9764/92936793.d/0_1108af_f8f0f021_orig.jpg
Девушка с горшком роз. 1850 год.
Холст, масло. 100 х 80,5 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/15569/92936793.d/0_10f995_e929a170_XXL.jpg
Женщина в окне (Казначейша). 1841 год. 
Холст, масло. 87,5 х 68 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15567/92936793.d/0_10f804_a1de6a4f_XXXL.jpg
Женщина в окне (Казначейша). Не позднее 1841 года.
Холст, масло. 41,2 х 32,6 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

7

https://img-fotki.yandex.ru/get/9091/92936793.c/0_10f7f8_12110a46_orig.jpg
Золотошвейка. 1825 год.
Холст, масло. 81 х 64 см.
Национальная галерея Республики Коми. Сыктывкар.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6509/92936793.c/0_10f7f7_7a5d7ce_XXXL.jpg
Золотошвейка. 1826 год.
Холст, масло. 81,4 х 63,9 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/15572/92936793.c/0_10f7f6_c9f9db2d_XXXL.jpg
Кружевница. 1823 год.
Холст, масло. 74,7 х 59,3 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

http://cardscccp.narod.ru/painters/ru/tropinin/slides/25.jpg
Кружевница. Фрагмент. 1823 год.

9

https://img-fotki.yandex.ru/get/4527/92936793.d/0_1108b0_f44572aa_orig.jpg
Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827 год.
Холст, масло. 68,5 х 56 см.
Всероссийский музей А.С.Пушкина.Санкт-Петербург.

https://img-fotki.yandex.ru/get/16173/92936793.d/0_10f802_75f0a0ca_orig.jpg
Портрет А.С.Пушкина. Этюд. 1827 год.
Дерево, масло. 18,6 х 15,6 см.
Всероссийский музей А.С.Пушкина. Санкт-Петербург.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5502/92936793.d/0_10f803_bac18f8c_orig.jpg
Портрет А.С.Пушкина. Эскиз. 1827 год.
Бумага, карандаш. 24,2 х 22,1 см.
Всероссийский музей А.С.Пушкина. Санкт-Петербург.

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/3106/92936793.d/0_1108b1_330ed1e5_orig.jpg
Портрет Александра Александровича Сапожникова. 1852 год.
Холст, масло 110 x 88 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

11

https://img-fotki.yandex.ru/get/4418/92936793.f/0_1109b7_609df848_XXXL.jpg
Портрет Николая I.  1826 год.
Холст, масло. 85 х 66 см.
Севастопольский художественный музей.

       (22 августа) 3 сентября 1826 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация императора Николая I и его супруги императрицы Александры Фёдоровны. Традиционный для русских царей ритуал «венчания на царство», сопровождался чином миропомазания, «в котором сообщалась благодать Святого Духа для укрепления ответственности монархов в выполнении ими высшего служения на земле».

12

https://img-fotki.yandex.ru/get/6214/92936793.f/0_110982_f2b1a3d4_orig.jpg
Портрет Николая Сергеевича Меншикова. 1852 год.
Холст, масло. 76,2 х 62 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

          Меншиков Николай Сергеевич, светлейший князь (1790-1863 гг.) – Из рода светлейших князей Меншиковых. Сын сенатора, действительного тайного советника светлейшего князя Сергея Александровича (1745-1815 гг.) от брака с княжной Екатериной Николаевной Голицыной (1764-1832 гг.); правнук светлейшего князя Александра Даниловича, младший брат адмирала, генерал-адъютанта светлейшего князя Александра Сергеевича. Родился в Санкт-Петербурге.
        В 1812 году состоял адьютантом князя Петра Ивановича Багратиона. В октябре 1812 года пожалован во флигель-адьютанты Свиты Его Императорского Величества. В сентябре 1813 года в чине штабс-ротмистра причислен к Лейб-гвардии Гусарскому полку, а в декабре того же года получил чин ротмистра. В 1814 году - камер-юнкер 5-го класса.
        В декабре 1815 года вышел в отставку с чином гвардии полковника. В 1832-35 годах предводитель дворянства Клинского уезда Московской губернии. В 1834 году действительный член Московского общества сельского хозяйства.
       Женат не был. Погребён в Москве на Ваганьковском кладбище.

13

https://img-fotki.yandex.ru/get/64354/92936793.d/0_1108a8_f5f96264_XXXL.jpg
Портрет генерала Андрея Ивановича Горчакова. 1810-е годы.
Холст, масло. 31 х 24,5 см.
Костромской государственный художественный музей. Кострома.

          Ан­д­рей Иванович Гор­ча­ков (1779 – 1855 гг.), князь, генерал от инфантерии, родной пле­мян­ни­к А.В. Су­во­ро­ва, уча­ст­во­вал в Оте­че­ст­вен­ной вой­не 1812 го­да, в Бо­ро­дин­ском сра­же­нии ко­ман­до­вал обо­ро­ной Ше­вар­дин­ско­го ре­ду­та.

14

https://img-fotki.yandex.ru/get/70872/92936793.d/0_10f801_4801c0dc_XXXL.jpg
Портрет графини Натальи Александровны Зубовой. 1834 год.
Холст, масло. 88 х 68 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке. Всё здесь монументально и гармонично; излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Тяжеловесность торса ещё усилена наброшенной мантильей, создающей почти нерасчлененный объём. Голова Зубовой, увенчанная малиновым током с материально написанными страусовыми перьями, обретает устрашающие размеры. Впечатление монументальности во многом достигнуто контрастным сопоставлением очень сдержанной в цвете фигуры женщины, к тому же погружённой в тень, и её ярко освещённого полнокровного лица, словно принявшего отсвет активно взятого киноварью головного убора. Тропинину удалось передать властный характер графини, правдиво завершив общее образное впечатление.

15

https://img-fotki.yandex.ru/get/4601/92936793.d/0_10fa03_a4273a2_XXXL.jpg
Портрет  графа Платона Николаевича Зубова. 1839 год.
Холст, масло. 129 x 101 см.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

16

https://img-fotki.yandex.ru/get/4202/92936793.e/0_1108d1_2d973a2c_XXXL.jpg
Портрет статского советника Михаила Фёдоровича Протасьева. 1847 год.
Холст, масло. 130 х 100 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       На портрете Михаила Фёдоровича за окном зимний московский пейзаж, сам он — в уютном домашнем халате. Но под халатом — аккуратно застёгнутый на все пуговицы жилет и тщательно завязанный галстук. В этом — вся суть его характера. Даже по отношению к друзьям и близким он утончённо вежлив и обязателен. Когда его супруга писала письма родителям, он непременно добавлял от себя любезную приписку. Тёщу Надежду Ивановну именовал не иначе, как «друг мой матушка», подписываясь: «преданный и покорный сын». И это вовсе не дежурно-этикетные фразы. Протасьев относился к тёще, особенно когда она овдовела, с истинно сыновней заботливостью, часто навещал её, помогая по хозяйству, хлопотал о её делах в чиновничьих инстанциях, писал губернскому предводителю дворянства, прося принять её под своё покровительство. Стоило однажды Надежде Ивановне вскользь пожаловаться в письме на «горести», как зять тут же откликнулся: «Зачем не напишете, что и кто причиняет вам горести, право, тотчас отправлюсь к вам».

https://artchive.ru/res/media/img/orig/work/09c/325183.jpg
Портрет Елизаветы Петровны Протасьевой. 1847 год.
Холст, масло. 130 х 100 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Елизавету Петровну Тропинин изобразил в скромном тёмном платье, оттенённом лишь кружевным воротником и манжетами, с таким же неброским чепцом и без всяких драгоценных украшений. Чувствуется, что Тропинин хорошо знал этих людей в повседневной жизни, проникнув в их духовный склад и бытовые привычки. Протасьевы не стремились окружать себя роскошью, что подчёркивается интерьерами тропининских портретов. Мебель для их усадеб и московского дома делали чаще всего свои крепостные мастера. Елизавета Петровна лишь в первые годы замужества прельщалась новыми нарядами и модными шляпками, но вскоре выучилась выкраивать домашние капоты из платьев матери, вышедших из употребления. В Москве же, не разделяя вкусы местных щеголих, она одевалась просто, предпочитая тёмные недорогие ткани. В одном из писем она просила мужа купить ей чёрной фланели и чёрного коленкора на платья. Шёлковое платье служило лишь для приёма гостей. На столике рядом с хозяйкой лежит книга. Елизавета Петровна была неплохо образована. Для своего отца, увлекшегося медициной, она переводила отрывки и описания рецептов из иностранных книг, не слишком затрудняясь медицинскими терминами.
      Характерной деталью на портрете Михаила Федоровича служит табакерка в его руке. Видимо, Тропинин знал о его пристрастии к хорошему французскому табаку и о постоянных заботах Елизаветы Петровны, чтобы табакерка её «друга» всегда была полной.
      Главное, что объединяет портреты супругов,— ощущение неиссякаемой доброты и радушия, излучаемого ими. В этом семействе царил культ «неясного сердца», искренних родственных привязанностей, взаимной поддержки и заботы. Путь деятельного добра, указанный масонской философией, стал жизненной программой Михаила Фёдоровича. Но в то же время при необходимости он умел быть твёрдым, требовательным и деловито-энергичным.

17

https://img-fotki.yandex.ru/get/4/92936793.f/0_11095a_9af40dca_XXXL.jpg
Портрет статского советника Михаила Фёдоровича Протасьева.
Не ранее 1847 года.
Холст, масло. 125 х 98 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

https://img-fotki.yandex.ru/get/43443/92936793.d/0_10f807_69be2483_XXXL.jpg
Портрет Елизаветы Петровны Протасьевой. Не ранее 1847 года.
Холст, масло. 124 х 97 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

18

https://img-fotki.yandex.ru/get/16132/92936793.11/0_111b5f_dd66f7ee_orig.jpg
Портрет Дмитрия Михайловича Протасьева.

       Дмитрий Михайлович - сын Михаила Фёдоровича и Елизавет Петровны Протасьевых, как и его родители, отличался добросердечием и был нежно внимателен к близким. В 1840-е годы он служил сапожковским посредником по полюбовному размежеванию земель. В разъездах по служебным и хозяйственным делам не забывал навещать бабушку. А та с оказией посылала своему любимцу то старинный стакан, то вязаное одеяло. И Дмитрий всегда принимал эти более чем скромные деревенские дары с величайшей благодарностью, ценя в них прежде всего выражение любви старого, немощного человека, который, с трудом преодолевая болезни, всё же непрестанно думает о нём. Вот что писал он ей, получив одеяло из грубой домашней шерсти: «Это драгоценный для меня подарок, потому что вы сами изволили вязать его».
       Дмитрий не отличался здоровьем: сказалась перенесённая в юности опасная болезнь. Но чем более старели родители, тем более домашних забот он самоотверженно возлагал на свои плечи. Был постоянно в хлопотах, то и дело куда-то ездил, мок под дождями, застревал со сломанной коляской в непролазной грязи на безлюдных просёлках...
       По рассказам, в музее Сапожка хранился автопортрет Тропинина с неразборчивой надписью: «Для Дмитрия Пр...» Но после пожара, случившегося во время Великой Отечественной войны, уцелел лишь сделанный Тропининым скромный портрет Дмитрия. С полотна с доброжелательной полуулыбкой смотрит 33-летний человек, очень похожий на Михаила Фёдоровича. Но в его худощавом лице чувствуется какая-то преждевременная усталость. Он преклонялся перед талантом Тропинина, переписывался с ним (до нашего времени эта переписка не дошла).
       Большим потрясением стала для Дмитрия потеря в течение трёх лет сразу нескольких родственников: матери, отца, дядьёв и бабушки Надежды Ивановны. Дмитрий ушёл из жизни в 1852 году, не оставив детей.

https://img-fotki.yandex.ru/get/39232/92936793.d/0_10fa0d_a8f2c61_orig.jpg
Портрет Надежды Михайловны Протасьевой.

       Надежда Михайловна Протасьева, в замужестве Бер, дочь Михаила Фёдоровича и Елизаветы Петровны, сестра Дмитрия Михайловича Протасьева.

19

https://img-fotki.yandex.ru/get/15572/92936793.c/0_10f7ef_b1293336_XXXL.jpg
Портрет Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер. 1850 год.
Холст, масло. 224 х 154 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.

        Портрет Николая Ивановича Бера (1803 – после 1857 года) с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой, написан Тропининым уже в преклонном возрасте в 1850 году. Полотно такого размера – 242,4 х 153,7 см. – большая редкость в творчестве художника. За всю свою жизнь он написал ещё три подобных композиции.
        К числу редких в творчестве В.А. Тропинина парадных портретов относится портрет Н.И. Бера с женой (1850 год). Изображён Николай Иванович Бер (1803 – после 1854 года), лекарь по военному ведомству и Министерству внутренних дел (1824-1834 годов), ординатор московской Мариинской больницы (1834-1836 годы), статский советник, с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой.
       Огромный размер, написанные в рост фигуры, эффектный фон с декоративной зеленью, мраморной скульптурой, большой вазой цветов придают ему торжественный, импозантный вид. Изящный утренний наряд Надежды Михайловны Бер вносит в картину интимную ноту.   
       Замечательно выражение нежной заботы на лице Николая Ивановича Бера. И в парадном портрете В.А. Тропинин прежде всего с поразительным мастерством передает то глубокое, сердечное чувство, которое соединяет этих людей.
       Уважение к человеку, умение открыть в нём истинные достоинства ума и сердца, красоту души – черты, отличающие замечательный талант В.А. Тропинина.

20

https://img-fotki.yandex.ru/get/6310/92936793.f/0_11095e_ccfff8f_orig.jpg
Портрет Николая Ивановича Бера. 1842 год.
Холст, масло. 73,5 х 62,2 см.

21

https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/92936793.f/0_11095d_659ad994_XXXL.jpg
Портрет доктора Николая Ивановича Бера. 1857 год.
Холст, масло. 39 х 31 см.
Музейно-выставочный комплекс Московской области
Новый Иерусалим. Город Истра.

         Бер Николай Иванович (8 мая 1803 год, Кашира, Тульская губерния — 1878 год, Строевское, Рязанская губерния), русский врач, балтийский немец по происхождению, крупный рязанский помещик.
        9 мая 1803 года крещён в Успенской церкви Каширы. 
        15 марта 1814 года поступил в Московскую Губернскую Гимназию. Учась в ней, имел лучшие результаты по закону Божию, словесности, истории, языкам и естественным наукам (география и естественная история), и посредственные — по математике и физике.
       26 октября 1817 года десяти лет внесён вместе с отцом и братьями в Дворянскую родословную книгу Тульской губернии.
       28 июня 1831 года произведён в Старшие лекари.
       4 сентября 1833 года «за отличную усердную службу в течение войны с польскими мятежниками пожалован в Коллежские Асессоры» (VIII класс).
       8 октября 1834 года «определён в Московскую Мариинскую больницу ординатором». В Москве он лечил Надежду Михайловну Протасьеву, на которой впоследствии женился. Мариинская больница для бедных находилась недалеко от Арбата, где у Протасьевых было два дома.
       Мемуары семьи Бер предлагают более романтическую версию событий: «Будучи врачом лейб-гвардии Гусарского полка, он встретил Надежду Михайловну, богатую и интересную девушку из старой родовитой семьи. Молодые люди понравились друг другу, и Николай Иванович сделал ей предложение. Но её родители не согласились, чтобы их дочь стала женой доктора, которые в то время считались разночинцами. С помощью товарищей, офицеров полка, Николай Иванович увёз Надежду Михайловну из дома. Тройка умчала влюблённых и они обвенчались. Сначала молодые поселились в имении Мешково, принадлежавшем Берам (в Саратовской губернии). Через некоторое время родители простили дочь и дали ей своё благословение». И. И. Курбатов уточняет: «Родители молодой жены негодовали главным образом за то, что он, врач, осмелился увезти их дочь; он — такое ничтожество в обществе, а они — гордые, родовитые дворяне. Молодым было отказано от дома и на прокормление им дано подмосковное имение Медведево, на доходы с которого они и жили».

22

https://img-fotki.yandex.ru/get/3912/92936793.e/0_1108bf_1568e9b5_XXXL.jpg
Портрет Левицкой-Волконской. 1852 год.
Холст, масло. 127 х 99 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9755/92936793.12/0_111b71_4615382d_orig.jpg
Портрет молодой женщины у окна с видом на Кремль. Этюд. Около 1852 года.
Бумага, графитный карандаш. 20,6 х 16,2 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

23

https://img-fotki.yandex.ru/get/47606/92936793.c/0_10f7f9_a41ca119_orig.jpg
Портрет молодого человека в зелёном халате. 1839 год.
Холст, масло. 68 х 55 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

24

https://img-fotki.yandex.ru/get/3912/92936793.e/0_1108bb_e29967ab_XXXL.jpg
Портрет историка Николая Михайловича Карамзина. 1818 год.
Холст, масло. 62,6 х 48,3 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

25

https://img-fotki.yandex.ru/get/3314/92936793.d/0_1108b6_a559b4ed_orig.jpg
Портрет Карла Павловича Брюллова. 1836 год.
Холст, масло. 100 х 79 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

26

https://img-fotki.yandex.ru/get/25407/92936793.12/0_111e7b_e54a7f7c_XXXL.jpg
Портрет купца Александра Петровича Сапожникова. 1826 год.
Холст, масло. 86 х 66 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

       Из семьи Сапожниковых поступили в Государственный Эрмитаж интереснейшие портреты Александра Петровича Сапожникова и его жены Пелагеи Ивановны, урождённой Ростовцевой.

http://img-fotki.yandex.ru/get/55/23032888.3d/0_848df_dc8da329_XXXL.JPG
Портрет Пелагеи Ивановны Сапожниковой. 1826 год.
Холст, масло. 86,5 х 66,5 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

      Пелагея Ивановна Сапожникова, урождённая Ростовцева (1799 – 1868 гг.), дочь Ивана Ивановича Ростовцева (1764 – 1807 гг.) и Александры Ивановны, урождённой Кусовой (1778 – 1843 гг.). Жена (2-я) Александра Петровича Сапожникова (1788 – 1827 гг), астраханского, а затем и петербургского купца 1-й гильдии, мецената, коллекционера картин.

27

https://img-fotki.yandex.ru/get/70872/92936793.d/0_10f7ff_93093daa_XXXL.jpg
Портрет Павла Михайловича Васильева,
бухгалтера конторы московских театров. 1836 год.
Холст, масло. 95 × 75 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

28

https://img-fotki.yandex.ru/get/9542/92936793.c/0_10f7fa_5142f22c_XXXL.jpg
Портрет писательницы Лидии Николаевны Кожиной. 1830 год.
Холст, масло. 97 x 73 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.

       Многим моделям художника свойственны доброжелательность, душевная открытость. Этими чертами отмечен портрет Л.Н.Кожиной.
       Изображена Лидия Николаевна Кожина (1805-1881 годы), урождённая Всеволожская, во втором браке Де-Жюльвекур.
       В портрете Л.Н. Кожиной отражён духовный облик женщины того времени – умной, начитанной, живущей богатой внутренней жизнью. Она изображена сидящей в кресле с письмом в руке. Поза изящно-непринуждённа, внимательный взгляд устремлён прямо на зрителя. Глаза как будто спрашивают: «Хотите знать, о чём мне пишут?» В этом желании найти в другом человеке собеседника, поделиться с ним сокровенными мыслями, слышен отзвук «Исповеди» Ж.Ж. Руссо, «властителя дум» нескольких поколений дворянской интеллигенции.

29

https://img-fotki.yandex.ru/get/5409/92936793.e/0_1108bc_424eb547_orig.jpg
Портрет Дмитрия Петровича Воейкова с дочерью Варварой
Дмитриевной Воейковой и англичанкой мисс Сорок. 1842 год.
Холст, масло. 125,3 х 103 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

           Воейков Дмитрий Петрович (1788–1876 гг.), помещик, владелец усадьбы в Москве. Участник Отечественной войны 1812 года, служил в полку белорусских гусар. Коннозаводчик. Семейство представлено в интерьере дома Воейковых на Спиридоновке. Глава семьи изображён на фоне окна – это популярный приём романтизма. Однако за окном открывается не туманная даль, а небольшая улочка, что придаёт портрету камерность. Зимний пейзаж можно трактовать как намёк на немолодые годы героя. Рядом с ним изображены дочь Варя и молодая женщина – гувернантка, что может служить аллегорией круговорота жизни. Тропинин всегда стремился к непринуждённой трактовке образа и бытовой достоверности деталей. Он создал особый тип жанрового портрета, в котором точность социальной характеристики сочетается с некоторой идеализацией модели.

https://img-fotki.yandex.ru/get/66384/92936793.d/0_10f805_66164755_orig.jpg
Портрет Дмитрия Петровича Воейкова. 1842 год.
Холст, масло. 135 х 64,8 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

          Дмитрий Петрович Воейков, офицер Белорусского гусарского полка. Участник войны 1812 года. Был в сражении под Полоцком.
       Имел брата Сергея Петровича, кавалергарда. У матери Воейкова в разных губерниях было 800 душ крестьян.

https://img-fotki.yandex.ru/get/55/92936793.12/0_111b72_9455b2da_orig.jpg
Портрет Варвары Дмитриевны Воейковой. 1853 год.
Холст, масло. 65 х 53 см.
Башкирский государственный художественный музей им.М.В.Нестерова. Уфа.

30

https://img-fotki.yandex.ru/get/3912/92936793.e/0_1108bd_8c065520_XXXL.jpg
Портрет князя Сергея Михайловича Голицына. 1826-1827 годы.
Холст, масло. 42 х 33 см.
Музейно-выставочный комплекс Московской области
Новый Иерусалим. Город Истра.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9648/92936793.e/0_1108be_8aa6566d_orig.jpg
Портрет князя Сергея Михайловича Голицына. 1828 год.
Холст, масло. 71,5 х 59 см.
Севастопольский художественный музей.

31

https://img-fotki.yandex.ru/get/15492/92936793.e/0_1108ca_e33fc82c_orig.jpg
Портрет Семёна Николаевича Мосолова. 1836 год.
Холст, масло. 72,9 х 59,3 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

     Объединённая коллекция известных собирателей предметов искусства Мосоловых перешла по наследству к Семёну Николаевичу Мосолову (1812-1880 гг.), который стал истинным продолжателем дела своего отца и дяди. Наследуя семейную традицию, он был не только коллекционером, но живописцем и гравёром. Детство, отрочество и юность, проведённые среди произведений искусства, не могли не повлиять на  воспитание в нём вкуса и художественного чутья. Далее, следуя семейной традиции, уже в третьем поколении его сын Николай Семёнович Мосолов  стал продолжать пополнять коллекцию. Но Николай имел собственные пристрастия в искусстве. Первым его приобретением стала коллекция офортов Рембрандта. С этих пор Рембрандт стал его "героем" на всю жизнь. Он пополнял свою коллекцию до самой кончины, собрав в общей сложности более трёхсот с половиной рембрандтовских офортов, а также эстампов художников его школы. Все доставшиеся ему от отца, деда и брата деда собрания картин, включая и свою коллекцию, он завещал Румянцевскому музею. В нынешнее время коллекция картин и других произведений искусства из коллекции дворянского рода Мосоловых выставляется в экспозициях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

32

https://img-fotki.yandex.ru/get/16117/92936793.e/0_1108cc_28b26305_orig.jpg
Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова. 1823 год.
Холст, масло. 75,5 х 58,5 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

       Самсон Ксенофонтович Суханов - мастер-каменотёс, скульптор-самоучка. Прославился как мастер по вырубке монолитов из камня любых размеров (пьедесталы для памятников М.Кутузову и Барклаю-де-Толли в Петербурге, Минину и Пожарскому в Москве, 17-метровые колонны Исаакиевского собора в Петербурге). Осуществлял отделочные работы Казанского собора, высекал скульптуры для Ростральных колонн, колонны для портика Горного института, исполнил две скульптурные группы для Горного института.

33

https://img-fotki.yandex.ru/get/6725/92936793.e/0_1108cb_6ed31106_orig.jpg
Портрет Сергея Сергеевича Кушникова. 1828 год.
Холст, масло. 64×76 см.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

        Сергей Сергеевич Кушников (1765—1839 гг.) — петербургский гражданский губернатор (1802-04 гг.), действительный тайный советник (1827 г.), племянник историка Н. М. Карамзина.
       Из дворянского рода, восходящего к 1-й половине XVI в. Сын помещика Чебоксарского уезда Казанской губ. Сергея Александровича Кушникова от брака с Екатериной Михайловной Карамзиной, старшей сестрой историка.
       Образование получил в Сухопутном Шляхетском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, по окончании которого в 1787 выпущен поручиком в армейский полк. Участник русско-турецкой войны 1787—91. За отличие при штурме Очакова (декабрь 1789) награждён золотым крестом; тогда же познакомился с генерал-аншефом гр. А. В. Суворовым.
       В 1799—1800 гг., в чине полковника, состоял старшим адъютантом при генерал-фельдмаршале гр. А. В. Суворове, участвовал во многих сражениях. Известный своей отвагой, он не раз, как вспоминали современники, под огнём неприятеля доставлял приказы главнокомандующего в самую гущу боя.
       А. В. Суворов писал посланнику в Баварии барону К. Я. Бюлеру:
      "Мой настоящий старший адъютант — полковник Кушников, известный Вам лично. Ему поручались все важные дела, причём он исполнял их с неизменным усердием и неутомимостью, чем и заслужил от меня полное одобрение. Вот почему я от всего сердца пожелал бы ему отличия…."
       С 1800 года командовал Гренадерским генерала Розенберга полком. В 1801 году, после воцарения императора Александра I, по болезни перешёл на гражданскую службу: состоял прокурором Берг-коллегии, затем Московским вице-губернатором. В 1802—04 годах петербургский губернатор. Во время войн с Францией 1805, 1806—01 состоял дежурным генералом при главнокомандующем 6-й областью ополчения.
       В ноябре 1807 году получил чин тайного советника и назначен сенатором. В феврале 1808 года — феврале 1810 года председательствующий в диванах Молдавии и Валахии в Яссах. С 1810 года, поселившись в Москве, присутствовал в московских департаментах Сената. В 1823 году назначен почётным опекуном Московского опекунского совета, управляющим Инвалидным домом и Павловской больницей, а с июня того же года состоял также первенствующим членом Комиссии для строения в Москве храма Христа Спасителя. В 1826 императором Николаем I был вызван в Санкт-Петербурге и назначен членом Верховного уголовного суда над декабристами.

34

https://img-fotki.yandex.ru/get/15486/92936793.e/0_1108cd_19c6e694_orig.jpg
Портрет скульптора Ивана Петровича Витали. Около 1836 года.
Холст, масло. 82,7 х 67,6 см
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9648/92936793.e/0_1108ce_851ded3e_XXXL.jpg
Портрет скульптора Ивана Петровича Витали. 1839 год.
Холст, масло. 81 х 65 см.
Воронежский областной художественный музей. Воронеж.

       Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Витали (1794 год, Петербург — 1855 год, Петербург) — русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог.
       Джованни Витали родился в 1794 году в Петербурге, в семье итальянского скульптора-формовщика Пьетро Витали. Учился изобразительному искусству у отца. Затем с 1806 по 1818 годы занимался в качестве вольноприходящего ученика в петербургской Академии художеств. Итальянец по происхождению, он воспитанием, языком, сюжетом своих произведений принадлежал России. Не получив систематического образования, он учился у скульптора Трискони и И. Т. Тимофеева, ученика Мартоса.
       С 1818 жил в Москве, работая в собственной мастерской. Полной зрелости своего дарования Витали достиг в 1830 годы, когда за бюст Карла Брюллова получил звание свободного художника, а в 1840 году — академика.
       В конце 1830 годов Витали, во время своей поездки в Италию, познакомился с молодой крестьянской девушкой, которая стала его женой.
       В 1841 году вернулся в Санкт-Петербург, а с 1842 года — профессор петербургской Академии художеств.
       Витали скончался в Петербурге 5 (17) июля 1855 года. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

35

https://img-fotki.yandex.ru/get/5628/92936793.e/0_1108cf_9ddc53ef_XXXL.jpg
Портрет штабс-капитана Ивана Васильевича Алымова. 1819 год.
Холст, масло. 65 x 51 см.
Государственный Исторический музей. Москва.

36

https://img-fotki.yandex.ru/get/3005/92936793.e/0_1108d0_c24f8501_orig.jpg
Разбойник. Портрет князя Михаила Андреевича Оболенского. 1840-е годы.
Холст, масло. 120 х 90 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.

        Образ, созданный Тропининым, по всей вероятности, был подсказан художнику  самим Оболенским, участвовавшим в военных действиях русской армии на Балканах в 1828–1829 годы. С восемнадцати лет, по окончании Пажеского корпуса, князь служил в лейб-гвардии Финляндском полку. При осаде Варны в 1828 году был ранен в ногу и лечился в госпитале Варны, затем в Одессе. В 1830 году вышел в отставку в чине капитана гвардии. Во время “польских событий” в 1830–1831 годах заведовал секретной канцелярией при наместнике Царства Польского князе И.Ф. Паскевиче. В 1833 году перешел на службу в Московский Главный архив министерства иностранных дел, в котором служил до самой смерти сначала управляющим, затем директором.
        Тропинин мог писать портрет не позднее 1833–1834 годов, сразу же по возвращении Оболенского из действующей армии, пока ещё были у князя свежи воспоминания о событиях на Балканах. На этом портрете он стройный молодой человек. К 1840-м годам, когда его в боярском кафтане писал К.П. Брюллов, Оболенский стал солидным мужчиной, с грузной фигурой и полным лицом с двойным подбородком.
        Не стоит рассматривать этот портрет как “маскарадный” или “костюмный”. Изображение князя благородным разбойником продиктованоклонны временем. Выступление сербов и греков против османского ига в 1806–1830-е годы волновали русских и европейских мастеров искусства – Дж. Байрона, А. Мицкевича, А. Пушкина, А. Орловского. Не остались равнодушными и Тропинин с Оболенским. Может быть, несколько прямолинейно художник передает внутреннее напряжение и душевный порыв героя резким поворотом фигуры, нервным движением рук, настороженным взглядом, грозовыми тучами на горизонте. Но, думается, что он был искренним при создании образа “защитника угнетенных” и эта композиция не была данью моде.

37

https://img-fotki.yandex.ru/get/9327/92936793.d/0_1108b7_4d171524_orig.jpg
Портрет Диомида Васильевича Киселёва. 1820-е годы.
Холст, масло.
Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.

       Шуйский и московский купец. Сын миллионера, купца 1-й гильдии В.М. Киселёва (1766-1831), торговца бумажной пряжей, бывшего до 1779 года крепостным Новосильцевых. Вёл торговлю с Англией, распределял сырьё и снамбжал им русских фабрикантов. Киселёвы имели библиотеку, собрание икон и старопечатных книг, были известны благотворительностью. Ими были построены мост, храм и казармы в Шуе. В.А. Тропинин писал портреты всех членов семьи Киселёвых.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9826/92936793.e/0_1108b8_f28e33e5_XXXL.jpg
Портрет Диомида Васильевича Киселёва. 1834 год.
Холст, масло. 88,4 х 71 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4411/92936793.d/0_1108b9_2ef2b97e_orig.jpg
Портрет Киселёвой. Около 1834 года.
Холст, масло. 88,4 х 71 см.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

      Киселёва, имя неизвестно, урождённая Лазарева, владимирская купчиха, вторая жена Диомида Васильевича Киселёва.

38

https://img-fotki.yandex.ru/get/6509/92936793.c/0_10f7fb_8322a789_XXXL.jpg
Портрет купчихи Екатерины Ивановны Карзинкиной
в русском костюме. 1838 год.
Холст, масло. 90 х 71 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4411/92936793.d/0_1108b5_1ebe1282_XXXL.jpg
Портрет купчихи Екатерины Ивановны Карзинкиной
в русском костюме. 1840-е годы.
Холст, масло. 102,5 х 80 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/70872/92936793.c/0_10f7fc_64537129_orig.jpg
Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной. Этюд. Около 1838 года.
Холст, масло. 40 х 34 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

39

https://img-fotki.yandex.ru/get/4301/92936793.e/0_1108d2_41672153_XXXL.jpg
Портрет Алексея Ивановича Кусова. 1820-е годы.
Холст, масло. 83 x 64 см.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

40

https://img-fotki.yandex.ru/get/4307/92936793.e/0_1108d3_97b3663a_XXXL.jpg
Портрет Василия Степановича Энева. 1820-е годы.
Холст, масло. 53 х 42 см.
Саратовский государственный художественный музей.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5503/92936793.e/0_1108d4_8d77b480_XXXL.jpg
Портрет Василия Степановича Энева. 1820-е годы.
Холст, масло. 53,5 x 83,5 см.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

41

https://img-fotki.yandex.ru/get/26352/92936793.e/0_1108c9_694b28b8_orig.jpg
Мальчик, выпускающий из клетки щеглёнка. 1825 год.
Холст, масло. 59 х 47 см.
Ивановский областной художественный музей. Иваново.

42

https://img-fotki.yandex.ru/get/38180/92936793.e/0_1108d7_4bfa699c_XXXL.jpg
Мальчик с жалейкой.
Портрет Ираклия Моркова. 1810-е годы.
Холст, масло. 60,2 х 45,8 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

43

https://img-fotki.yandex.ru/get/4123/92936793.d/0_10f7fe_c83bfc8e_orig.jpg
Девочка с куклой. 1841 год.
Холст, масло. 57 х 48 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

44

https://img-fotki.yandex.ru/get/17840/92936793.e/0_1108d8_74ef313c_orig.jpg
Мальчик, тоскующий об умершей птичке. 1829 год.
(Повторение сгоревшей картины 1804 года.)
Холст, масло.  60 х 48 см.
Ивановский областной художественный музей.

45

https://img-fotki.yandex.ru/get/6703/92936793.e/0_1108d6_b4e0131_XXXL.jpg
Девочка с попугаем. 1810-е годы.
Холст, масло. 46 х 35,5 см.
Сергиево-Посадский музей игрушек.

46

https://img-fotki.yandex.ru/get/15595/92936793.d/0_10f98f_1c05364b_XXL.gif
Мальчик с топориком. Конец 1810-х годов.
Холст, масло. 46 х 36 см. 
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

       Тропинин любил и умел писать детей. Если в искусстве 18 века их обычно изображали «маленькими взрослыми», то Тропинин понимал и ценил детство как самостоятельный момент развития человеческой личности. Ребёнок для художника – маленький человек с чистой, мечтательной душой, доверчивым отношением к жизни. Таков его «Мальчик с топориком».

47

https://img-fotki.yandex.ru/get/45245/92936793.f/0_1115fa_7a9cbe50_orig.jpg
Портрет Варвары Ивановны Ершовой с дочерью Екатериной. 1831 год. 
Холст, масло. 99,5 х 80,5 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.

       Портрет Варвары Ивановны Ершовой, урождённой Барышниковой (1797–1847 гг.), с дочерью Екатериной Гаврииловной (1826–1845 гг.) написан в 1831 году. Тропинин выполнял заказ отца Варвары Ивановны – Ивана Ивановича Барышникова (1749–1834 гг), титулярного советника и богатого помещика, владевшего обширными землями в Вяземском и Дорогобужском уездах Смоленской губернии. Портрет старшей дочери с внучкой – один из пяти, которые художник должен был написать для фамильной галереи Барышниковых в имении Алексин Дорогобужского уезда. Заказ Барышникова Тропинин выполнял почти пятнадцать лет. Первым по времени, в 1829 году, был написан портрет полковника Андрея Ивановича Барышникова (1803–1867 гг.) – сына Ивана Ивановича. Два портрета – младшей дочери Анны Ивановны и её мужа Степана Никитича Бегичева (1785–1859 гг.) – были окончены художником в 1846 году ."Портрет В.И. Ершовой с дочерью” исследователи творчества Тропинина считают лучшим из того, что было создано в конце 1820 – начале 1830-х годов, отмечая гармонию и изысканность колорита, сложность композиционного решения, особую мягкость и очарование образов. В 1902 году. портрет экспонировался на Выставке русской портретной живописи за 150 лет. В каталоге выставки Варвара Ивановна названа “вдовой статского советника”. Это неверно, в 1831 году она была его женой. Гавриил Петрович Ершов умер восемь лет спустя (1772– 1839 гг.).

https://img-fotki.yandex.ru/get/15569/92936793.c/0_10f7f2_273ea47c_XXL.jpg
«Голова девочки. Этюд к портрету В.И.Ершовой с дочерью». 1831 год.
Холст, масло.
Частное собрание.

48

https://img-fotki.yandex.ru/get/47606/92936793.c/0_10f7f0_34977e74_XXL.jpg
За прошивками. 1830 год.
Холст, масло. 79 х 62 см.
Владимиро-Суздальский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник.

https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/92936793.c/0_10f7f1_4a6fd417_XXL.jpg
За прошивками. 1830 год.
Холст, масло.
Частное собрание.

49

https://img-fotki.yandex.ru/get/43443/92936793.c/0_10f7f5_ad4d713d_XXL.jpg
Девушка со свечой. 1840-е годы.
Холст, масло. 56 х 47 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

        Самая юная героиня Тропинина - "Девушка со свечой" - предстает в неверном, колеблющемся свете, родственном миру её мечтаний, неопределённых ожиданий, девичьих надежд. Подобное решение могло быть подсказано мастерами XVI-XVII веков - А. Корреджо (Тропинин копировал его работы), Караваджо, Ж. де Латуром, наконец, особенно интересовавшим его Рембрандтом. Вместе с тем изображение контрастного освещения явилось у Тропинина своего рода рецидивом романтизма.
       Романтики полагали "тьмо-свет" одним из важнейших выразительных средств живописи. Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта. Русские живописцы первой половины XIX века для передачи контрастного освещения чаще всего прибегали к изображению горящей свечи.
      Среди карандашных набросков Тропинина обнаруживаются изображения девушки со свечой и мальчика-слуги со свечой, относящиеся к 1830-м годам, - свидетельство того, что сам мотив заинтересовал художника задолго до собственного живописного воплощения.

50

https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/92936793.d/0_10f990_80d55bb_XXL.jpg
Тропинина Анна Ивановна
(урождённая Катина, жена художника). 1810 год.
Акварель,  рисунок.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Василий Андреевич Тропинин