Портрет неизвестного офицера. Этюд. 1820-е годы.
Холст, масло. 45 х 36,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Василий Андреевич Тропинин
Сообщений 151 страница 200 из 228
Поделиться1512015-12-07 01:42:47
Поделиться1522015-12-07 01:47:08
Портрет неизвестной в повойнике. 1830-е годы.
Бумага, итальянский карандаш, растушка. 27,4 х 16,5 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.
Поделиться1532015-12-08 17:25:37
Портрет неизвестной, занимающейся рукоделием. Этюд.
Между 1812 и 1818 годами.
Картон, масло. 24,4 х 20,1 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Поделиться1542015-12-08 17:28:16
Девушка в голубом сарафане, с корзиной цветов. Этюд.
Между 1812 и 1818 годами.
Картон, масло. 21,2 х 18,3 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Поделиться1552015-12-08 17:49:27
Портрет неизвестного. 1833 год.
Холст, масло. 77 х 62 см.
Тюменский музей изобразительных искусств.
Поделиться1562015-12-08 17:51:26
Портрет неизвестного. 1833 год.
Холст, масло. 67 х 55,5 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Поделиться1572015-12-08 18:04:22
Портрет Натальи Андреевны Оболенской. 1833 год.
Холст, масло. 108,7 х 90 см.
Одесский художественный музей.
Наталья Андреевна Оболенская (1787 - 1860 годы). Дочь князя Андрея Петровича и княгини Софьи Павловны.
Была замужем за генерал-майором Семёном Петровичем Озеровым (1725 — 1807 годы) — героем русско-турецкой войны 1768—1774 годов.
Поделиться1582015-12-08 18:18:31
Мужской портрет.
Бумага, акварель, белила. 12,1 х 10 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Поделиться1592015-12-08 18:20:21
Портрет неизвестной грузинки. 1830-е годы.
Холст, масло. 65 х 49 см.
Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси.
Поделиться1602015-12-08 18:53:56
Портрет неизвестного в охотничьем костюме. 1836 год.
Холст, масло. 87 х 68 см.
Архангельский музей изобразительных искусств.
Поделиться1612015-12-08 19:03:19
Портрет князя Сергея Ивановича Гагарина. 1836 год.
Холст, масло. 86 х 67 см.
Краснодарский краевой художественный музей.
Князь Сергей Иванович Гагарин (17 января 1777 года — 4 декабря 1862 года) — действительный тайный советник, обер-гофмейстер; деятель русского сельского хозяйства, владелец усадьбы Ясенево. Брат дипломата и поэта Г. И. Гагарина.
Один из многочисленных внуков князя С. В. Гагарина, который некоторое время оставался единственным представителем старшей линии Гагариных. Старший сын флота-капитана князя Ивана Сергеевича Гагарина, известного в Москве масона, и княжны Марии Алексеевны Волконской. В 1787 году был записан в Преображенский полк, откуда, 16 марта 1790 года, был переведён вахмистром в Конную гвардию. В
январе 1794 года был выпущен в армию капитаном, 11 ноября 1795 года отставлен от службы секунд-майором.
Перейдя в гражданскую службу, в чине коллежского асессора служил в Иностранной Коллегии, в январе 1799 года пожалован в камергеры. В июле 1802 года князь Гагарин был определён к неаполитанскому посольству, где прослужил три года. В 1805 году был назначен директором училища Корабельной архитектуры Адмиралтейств-коллегии. В 1807 году был произведён в тайные советники, а в начале 1811 года - в сенаторы. С апреля 1817 по август 1826 года был в отставке. Вновь поступив на службу, был почётным опекуном по Московскому Опекунскому совету и членом совета Екатерининского и Александровского институтов.
В 1830 году Гагарин был назначен заведующим домом призрения сирот при Воспитательном доме и пожалован в действительные тайные советники. С августе 1831 года занимал должность президента в Московской Дворцовой конторе, в 1835 году был уволен от последней должности в звании обер-гофмейстера. С декабря 1842 года член Государственного Совета и Московского отделения Главного совета женских учебных заведений. В январе 1851 года по преклонности лет и расстроенному здоровью был уволен в бессрочный отпуск с сохранением носимых званий.
Поделиться1622015-12-08 19:15:25
Портрет Андрея Михайловича Болотова. 1838 год.
Холст, масло. 79,3 х 66 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Болотов Андрей Михайлович (урождённый Людвиг Демаре, фр. Ludwig Desmarets, 1801 год — 8 января 1854 года) — русский архитектор, надворный советник.
Сын иностранца, принявшего русское подданство и православное вероисповедание. Поступил в 1813 году в воспитанники 1-го возраста академии художеств и в том же году, по прошению его матери Анны Демаре, ему было разрешено советом называться Андреем Михайловичем Болотовым. В 1819 году он получил за архитектурные композиции вторую серебряную медаль, а в 1820 году — первую серебряную медаль. По окончании курса академии Болотов был выпущен 7 февраля 1821 года с чином 14-го класса и 27 февраля поступил на службу в Санкт-Петербургский комитет для строений и гидравлических работ, где прослужил до 30 апреля 1822 года.
29 сентября того же года Болотов определён в С.-Петербургский почтамт на штатную вакансию архитектора, но 12 июня 1823 году уволен по прошению.
15 января 1824 года он был определён в ведомство С.-Петербургского военного генерал-губернатора для надзора за производством обывательских строений и тротуаров.
13 марта 1824 года определён в комиссию для постройки нового здания для С.-Петербургского ордонанс-гауза.
Когда в 1826 году министр финансов обратился в академию художеств с просьбой прислать кого-либо из воспитанников академии по архитектурному классу, то совет рекомендовал министру Болотова как художника искусного в черчении и отличного поведения.
В 1831 году, по прошению о назначении ему программы на звание академика 1-й степени по части архитектуры и строительного искусства, он получил от совета академии программу: «…сделать полный проект арсенала со всеми к оному принадлежностями». 4 марта 1835 году по предложению министра финансов Болотов определён на вакансию младшего архитектора заёмного банка, в 1836 года утверждён в звании свободного (неклассного) художника, 31-декабря 1838 года по предписанию министра финансов отправлен в Архангельск для освидетельствования таможенного замка и предполагаемого к укреплению берега Северной Двины, а 15 декабря 1839 года уволен, согласно прошению, из ведомства заемного банка. По предписанию С.-Петербургского военного генерал-губернатора от 15 января 1842 года Болотов поставлен в прямую зависимость от комитета для строений и гидравлических работ в С.-Петербурге, а по упразднении этого комитета определён 1 января 1844 года архитектором 1-го округа путей сообщения. 17 января 1851 года он назначен производителем работ по перестройке Елизаветинского училища, с оставлением при прежней должности. В том же году он возведён в звание академика «по известным познаниям и искусству по части архитектуры», а в 1853 году избран в члены комитета для вспомоществования вдовам и сиротам художников.
Поделиться1632015-12-08 19:17:33
Портрет неизвестной с книгой. 1837 год.
Холст, масло. 98,3 х 76 см.
Музей русского искусства. Киев.
Поделиться1642015-12-08 19:34:56
Портрет Николая Ивановича Бельченко. 1836 год.
Холст, масло. 67 х 56 см.
Калужский областной художественный музей.
Николай Иванович Бельченко — поручик Саратовского пехотного полка.
Следствием установлено, что членом тайных обществ декабристов не был; декабрист М. М. Спиридов пытался принять его в общество Соединённых славян, но он уклонился.
Портрет Марии Андреевны Бельченко. 1830-е годы.
Холст, масло. 67 х 56 cм.
Калужский областной художественный музей.
Поделиться1652015-12-08 20:00:36
Портрет Михаила Николаевича Загоскина. Рубеж 1830-1840-х годов.
Холст, масло. 61,3 х 50,7 см.
Государственный Литературный музей. Москва.
Михаил Николаевич Загоскин (14 [25] июля 1789 года, село Рамзай Пензенского уезда, ныне Мокшанского района Пензенской области — 23 июня [5 июля] 1852 года, Москва) — русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты. По чинам — действительный статский советник.
Сын пензенского помещика Николая Михайловича Загоскина (1761—1824 гг.) и Натальи Михайловны, тётки печально известного Н. С. Мартынова. Отец Загоскина покупал на ярмарках большое количество книг и давал их читать своим детям. В 11 лет Михаил Николаевич пишет трагедию «Леон и Зыдея» и повесть «Пустынник». Первые труды Загоскина утрачены. Михаил Николаевич получил посредственное домашнее образование и впоследствии в рукописях допускал многочисленные грамматические ошибки, часть из которых попадала и в печатные издания.
В возрасте 13 лет (1802 год) Михаил Николаевич приезжает в Санкт-Петербург и поступает на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова. Через три года Загоскин был произведён в сенатские регистраторы. В 1807 году перешёл на службу в горный департамент; затем два года служил в Государственном ассигнационном банке и в 1811 году был переведён в департамент горных и соляных дел. Помощи от родителей не получал. Жил на получаемое жалование с дядькой-воспитателем Прохором Кондратьевичем, которого он изобразил в романе «Мирошев».
9 августа 1812 года Загоскин записался в Петербургское ополчение, которое предназначалось в подкрепление корпуса Витгенштейна. 6 октября 1812 года ополчение вступило в первый бой при взятии Полоцка. Загоскин был ранен в ногу и получил орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». После лечения вернулся в полк, был назначен адъютантом к графу Ф. Ф. Левизу и пробыл в этой должности всю войну. После взятия Данцига (Данциг капитулировал 24 декабря 1813 года) Петербургское ополчение было распущено.
В 1814 году Загоскин вернулся в своё родовое поместье Рамзай, где написал одноактную комедию «Проказник».
В начале 1815 года Михаил Николаевич возвращается в Санкт-Петербург, и снова поступает на службу в департамент горных и соляных дел на должность помощника столоначальника.
В Петербурге Загоскин отправляет письмом текст своей пьесы «Проказник» драматургу князю А. А. Шаховскому, который в то время служил членом репертуарной части казённого театра. Шаховской пожелал познакомиться с неизвестным автором. «Проказник» был поставлен в Петербурге один или два раза. За «Проказником» последовала пьеса «Комедия против комедии, или Урок волокитам». Ей сопутствовал куда больший успех, пьеса часто шла в театрах, и Загоскин стал известным писателем.
В 1816 году Загоскин покидает горный департамент; в конце 1817 года он был назначен помощником члена репертуарной части при дирекции Императорских театров.
В 1817 году Загоскин пишет и ставит комедии «Богатонов, или Провинциал в столице» и «Вечеринка учёных», и две интермедии: «Макарьевская ярмарка» и «Лебедянская ярмарка». В 1817 году Загоскин издавал и редактировал журнал «Северный Наблюдатель», который стал продолжением журнала Корсакова «Русский Пустынник, или Наблюдатель Отечественных нравов». В журнале Загоскин пишет статьи под псевдонимом, ведёт театральный раздел.
В 1818 году Михаил Николаевич перешёл на службу в Императорскую Публичную Библиотеку в качестве помощника библиотекаря.
В декабре 1819 года Загоскин был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности. В этом году он написал одноактную пьесу «Роман на большой дороге» и комедию в трёх действиях «Добрый малый».
В июле 1820 года Загоскин оставил должность помощника библиотекаря и переехал в Москву.
В Москве Загоскин начинает писать стихи. В начале 1822 года появилась комедия в стихах «Урок холостым, или Наследники». В 1823 году была поставлена его новая пьеса, «Деревенский философ». Пьесы Загоскина пользовались большим успехом в московских театрах.
18 мая 1822 года Михаил Николаевич поступает на службу чиновником особых поручений при московском военном генерал-губернаторе с исправлением должности экспедитора по театральному отделению, а с 1823 года занимает место члена по хозяйственной части московских театров.
Несколько лет Загоскин собирает материалы для исторического романа из эпохи Смутного времени и в 1828—1829 годах обрабатывает их. В конце 1829 года выходит в свет исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Роман получил восторженные отклики и вскоре стал самым популярным российским романом (см. реплику Хлестакова в «Ревизоре»). В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». «Юрий Милославский» был переведён на 6 языков. Немецкий перевод был сделан преподавателем Московского университета Иоганном Герингом (издан в 1830 году в Кёнигсберге).
После триумфа «Юрия Милославского» Загоскин получил место управляющего конторою Императорских Московских театров. Писатель продолжает историческую тему и в 1831 году издаёт роман «Рославлев, или Русские в 1812 году». Первый тираж романа был быстро распродан. В скором времени последовало ещё два издания. Неутомимый Иоганн Геринг переводит «Рославлева» на немецкий (Лейпциг, 1832 года), вскоре появляется и французский перевод.
В 1833 году Загоскин получил звание действительного члена Российской академии, а после присоединения её к академии наук — звание почётного академика по отделению русского языка и словесности.
В 1833 году вышел третий исторический роман Загоскина «Аскольдова могила» о временах Владимира I. К удивлению автора, роман был плохо встречен публикой. Однако Михаил Николаевич написал на основе романа либретто для оперы А. Н. Верстовского того же названия. Опера была поставлена в 1835 году и пользовалась большой популярностью.
В 1837 году Загоскин был произведён в действительные статские советники с назначением на должность директора императорских московских театров.
После неудачи романа «Аскольдова могила» Загоскин на некоторое время прекратил писать исторические романы. В 1837 году выходит первая часть «Повестей Михаила Загоскина». Во вторую часть «Повестей» вошли «Три жениха», «Провинциальные очерки» и «Кузьма Рощин». Книги Загоскина хорошо раскупались; «Тоска по родине» 1839 года потребовала нового издания.
В 1842 году вышел трёхчастный роман Загоскина «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II. Критики ставили его в один ряд с «Юрием Милославским».
В 1842 году Михаил Николаевич получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни.
В 1846 году был издан популярный роман Загоскина «Брынский лес» о первых годах царствования Петра I, а в 1848 году — роман «Русские в начале восемнадцатого столетия». После этого Загоскин уже не писал крупных произведений. Четыре выпуска этнографически-бытовых очерков были изданы под названием «Москва и Москвичи» (1842—1850 годы); комедии «Недовольные», «Урок матушкам», «Заштатный город», «Поездка за границу», «Женатый жених» и др.
Поделиться1662015-12-08 20:07:05
Портрет Михаила Михайловича Сперанского. 1839 год.
Холст, масло. 100 х 80 см.
Самарский областной художественный музей.
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии (сейчас в Собинском районе Владимирской области). Отец, Михаил Васильевич Третьяков (1739—1801 гг.), был священником церкви в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери — Прасковье Фёдоровой, дочери местного дьякона.
Михаил был старшим ребёнком. Он был мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать. Почти всё своё время Михаил проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нём. Мальчик регулярно ходил со своим слепым дедом в церковь и там читал Апостола и Часослов вместо пономаря.
Сперанский впоследствии никогда не забывал о своём происхождении и гордился им. Его биограф М. А. Корф рассказывал историю, как однажды вечером он заглянул к Сперанскому, тогда уже видному чиновнику. Михаил Михайлович собственноручно устраивал себе постель на лавке: клал овчинный тулуп, грязную подушку.
Поделиться1672015-12-08 20:21:31
Портрет дамы в зелёном. 1838 год.
Холст, масло. 66,7 х 55 см.
Алтайский краевой музей изобразительного и прикладного искусства. Барнаул.
Поделиться1682015-12-08 21:01:09
Портрет украинского крестьянина. Рубеж 1830-1840-х годов.
Холст, масло. 71 х 55,5 см.
Музей русского искусства. Киев.
Поделиться1692015-12-08 21:03:44
Странник.
Холст, масло. 67 х 52 см.
Азербайджанский государственный музей искусств. Баку.
Странник с палкой. 1840-е годы.
Холст, масло. 67 х 53 см.
Ульяновский художественный музей.
Поделиться1702015-12-08 21:06:55
Николаевский солдат.
Холст, масло.
Кировский областной художественный музей.
Поделиться1712015-12-08 21:43:15
Портрет ротмистра Фёдора Петровича Глебова-Стрешнева. 1840 год.
Холст, масло. 71 х 56 см.
Краснодарский краевой художественный музей.
Поделиться1722015-12-08 21:52:19
Портрет О. П. Егоровой. 1840 год.
Холст, масло. 74 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Позировала художнику Василию Андреевичу Тропинину в 1840 году.
Поделиться1732015-12-08 22:12:22
Портрет Александра Андреевича Шестова. 1841 год.
Холст, масло. 22 х 17,5 см.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Поделиться1742015-12-08 22:15:10
Портрет жены негоцианта Киселёва. 1841 год.
Холст, масло. 102 х 81 см.
Севастопольский художественный музей.
Поделиться1752015-12-08 22:21:52
Портрет Веры Павловны Жихаревой. 1842 год.
Холст, масло. 71 х 59,8 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Вера Павловна Жихарева (урождённая княжна Шаховская), дочь князя Павла Петровича Шаховского и княгини Аграфены (Агафоклея) Алексеевны Шаховской.
Поделиться1762015-12-08 22:25:22
Венера и Амур.
Копия (?) (с картины неизвестного иностранного художника).
Начало 1840-х годов.
Холст, масло. 41,6 х 54,9 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Поделиться1772015-12-08 23:32:10
Портрет Александра Николаевича Львова. Начало 1840-х годов.
Холст, масло. 79,3 х 61,6 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Александр Николаевич Львов (1786—1849 гг.) — подполковник Конноегерского полка, участник войны 1812 года, ценитель живописи и покровитель художников.
Второй сын поэта и архитектора Николая Александровича Львова и его жены Марии Алексеевны, урождённой Дьяковой. В 14-летнем возрасте был отправлен отцом на воспитание к пастору в Курляндию. Сохранились письма к А. Б. Куракину, в которых отец и дядя ходатайствуют о причислении юноши к московскому архиву иностранных дел.
После смерти родителей жил в петербургском доме своей тётки Дарьи Алексеевны и её мужа, Гаврилы Романовича Державина. Поскольку молодой Львов страдал сильной близорукостью, Державин хотел женить его на своей слабовидящей воспитаннице, Варваре Петровне Лазаревой. В итоге она была выдана замуж за его дядюшку П. П. Львова.
Старик Державин был высокого мнения о племяннике и много пекся о его судьбе. Не имея собственных детей, супруги Державины хотели завещать после смерти своё имение Александру, однако тот заявил, что «недостоин такой чести и что не будет знать, куда деваться от стыда».
Служил сначала в министерстве юстиции. В составе русской армии Львов принимал участие в сражениях при Малоярославце, Вязьме, Красном, Борисове, а также в «битве народов». По окончании боевых действий перевёлся на гражданскую службу в Москве по ведомству богоугодных заведений. Желая облегчить участь своих крестьян, устроил в своих имениях «общественные заёмные банки». Занимался распространением в народе популярных брошюр.
Львов пополнял живописное собрание своего отца работами С. Ф. Щедрина, А. П. Боголюбова, А. О. Орловского и других мастеров кисти, с которыми был весьма дружен. В 1824 году во время путешествия по Италии познакомился с молодым художником Карлом Брюлловым, который тогда же написал его портрет. Художник вспоминал, что за час общения с подслеповатым Львовым сам стал горбиться и щуриться. Он писал на родину: «полковник Львов заказал мне две картины: сюжет первой представляет поход Германии к пастухам, второй — беседу Нумы Помпилия с нимфой Эгерией».
О6 искусстве Александр Николаевич судил тонко, в мастерских художников был желанным гостем, советы его выслушивали внимательно, заказы охотно принимали, платил он хорошо.
Львов принимал активное участие в борьбе с холерной эпидемией 1831 года, за что был пожалован в камергеры. В последние годы жизни служил в канцелярии московского военного генерал-губернатора с чином тайного советника.
Поделиться1782015-12-08 23:35:06
Портрет мальчика. 1843 год.
Холст, масло. 59,6 х 46,5 см.
Кировский областной художественный музей.
Поделиться1792015-12-08 23:35:14
Женский портрет. 1844 год.
Холст, масло. 72,5 х 60 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств.
Поделиться1802015-12-08 23:44:58
Женский портрет.
Холст, масло. 68 х 54 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Поделиться1812015-12-08 23:53:16
Портрет мальчика А.В.Яковлева. 1844 год.
Холст, масло.
Смоленский государственный музей-заповедник.
Портрет Яковлева не типичен для Тропинина – создателя портретов-типов. Здесь чувствуется глубокое проникновение в реальную сложность духовного мира и характера юноши. Это важная симптоматическая черта времени.
Мальчик на портрете чуть заметно улыбается. Характерная особенность тропиниского дарования: художник всегда очень доброжелателен к своим моделям. Тропинин говорил: «Иные обвиняют меня в том, что мои портреты почти все улыбаются. Да ведь я не придумываю, не сочиняю этих улыбок – я их пишу с натуры». Всё внимание художника устремлено на лицо, на его тонкую мимическую игру, на отражение в нём интеллектуального начала.
В сдержанной, почти тональной живописи портрета, тем не менее, раскрылся колористический дар Тропинина. Достаточно посмотреть, как написан распахнутый ворот рубашки с розовато-сиреневыми и серо-зелёными тенями, как проникает свет сквозь нежную мочку детского уха, делая его почти прозрачным, как написаны мягкие волосы на голове ребёнка.
Портрет Яковлева близок к работам Рембрандта: так же светится сквозь сумеречные тёмные краски, горячий красноватый тон, так же широк то густо весомый, то призрачно лёгкий мазок и то же сосредоточенно-внимательное отношение к человеку.
Тропинин мог бы сказать вместе с Ф.М.Достоевским: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».
Поделиться1822015-12-08 23:56:24
Портрет неизвестного в темной одежде. 1846 год.
Холст, масло. 72 х 60 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Поделиться1832015-12-08 23:58:16
Портрет неизвестной перед распятием. 1845 год.
Холст, масло. 105 х 84,3 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Поделиться1842015-12-09 00:12:48
Портрет Петра Васильевича Карташева. 1846 год.
Холст, масло. 64 х 50 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Поделиться1852015-12-09 19:21:02
Портрет мальчика в серой курточке. 1809 год.
Холст, масло. 40,5 х 31 см.
Житомирский краеведческий музей. Украина.
Поделиться1862015-12-09 20:31:50
Мальчик с книгой. 1820-е годы.
Холст, масло. 44x39 см.
Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого.
Поделиться1872015-12-09 20:38:06
Портрет Екатерины Илларионовны Васильчиковой.
Холст, масло. 66 x 56 см.
Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова.
Екатерина Илларионовна Васильчикова, урождённая Овцына (1754-1832 гг.), жена Василия Алексеевича Васильчикова.
Поделиться1882015-12-09 20:49:06
Портрет Николая Васильевича Арсеньева. 1839 год.
Холст, масло. 73,6 х 62,2 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Николай Васильевич Арсеньев (1789—1847 годы), получивший село Александрово в качестве приданого за своей женой Евдокией Ивановной, в молодости имел славную боевую биографию. Во второй половине жизни служил на высоких чиновничьих должностях в провинции.
Камер-паж, сержант Преображенского полка, поручик того же полка, адъютант графа М. С. Воронцова в 1809 году. За участие в турецкой войне награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость»; получил орден святого Владимира 4 степени с бантом в 1811 году; был в битвах под Видином, Васильева дом в 1811 году. За отличие в Отечественной войне — штабс-капитан, участник Бородинского сражения. После 1812 года участвовал в сражении под Бранебергом, при изгнании неприятеля из Погожина, при блокаде Кистрина и Магдебурга, в сражении под Лейпцигом, Ютербоном, при преследовании французов до Гробо, при занятии Лейпцига. В 1813 году — капитан, награждён орденом св.Анны 2- степени с алмазами. Затем он участвовал в сражении в Голштинии против датских войск в 1814 году, во взятии Стасона, в битве под Крадном, взятии Парижа. Он был награждён орденом св.Георгия 4 степени и иностранными орденами: «Шведского меча», прусским — «За заслуги», в 1819 году французским орденом св.Людовика, крестом ордена св.Иоанна Иерусалимского. Николай Васильевич оставался во Франции при отдельном корпусе до 1819 года, являясь с 1817 года командиром Смоленского пехотного полка. Был награждён дворянской — темнобронзовой — и военной — серебряной — медалями в память об Отечественной войне.
Уволенный со службы в 1820 году, он был определён в Верховный совет Бессарабской области от короны, в 1824 году был на должности председателя Бессарабского областного уголовного суда в 1825 году. Получил чин статского советника, орден св.Владимира 3 степени. В 1826 году назначен в штат Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора — для особых поручений. Он опять, через 20 лет, служил с М. С. Воронцовым. Затем был гражданским губернатором Бессарабии.
В 1830 году по прошению, Арсеньев был уволен со службы и высочайшим указом назначен почётным опекуном Московского присутствия и заведующим колонией питомцев Воспитательного дома. За свою гражданскую службу и общественную деятельность он был награждён орденом св.Станислава I степени, орденом св.Анны I степени и в 1842 году получил знак за беспорочную 25 летнюю службу, став в 1843 году тайным советником. Последнее его назначение — заведующий инвалидным домом Шереметьевой в 1843 году.
Поделиться1892015-12-09 21:52:25
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. 1818 год.
Холст, масло. 124 x 78,5 см.
Винницкий областной художественный музей.
Поделиться1902015-12-09 22:02:03
Портрет купчихи в синем повойнике. 1830-е годы.
Холст, масло. 101,5 x 79,7 см.
Частное собрание.
В 1823 году, получив «вольную», В.А. Тропинин поселился в Москве, которая привлекала его своей патриархальностью, спокойствием, тишиной. Эта атмосфера как будто оживает в «Портрете купчихи в синем повойнике» (1830-е годы). В нём чувствуется неторопливое течение жизни купеческого Замоскворечья, с размеренным укладом, вековыми, «домостроевскими» традициями. В отдыхающей позе купчихи, уютном жесте рук, – достоинство и покой зрелых лет. Тропинин мастерски передает фактуру бархатного платья, тонкий узор кружев, синий шёлк повойника, мягкое мерцание жемчужного ожерелья. Купчиха сидит у окна, из которого открывается вид на московский Кремль. Этот пейзажный мотив наполняет картину поэтическим чувством и воспринимается как символ древней столицы, пережившей нашествие французов и страшный пожар.
Поделиться1912015-12-09 22:11:15
Монах со свечой. 1834 год.
Холст, масло.
Художественный музей Республики Беларусь. Минск.
Поделиться1922015-12-09 22:17:56
Портрет неизвестного в чёрном сюртуке. 1838 год.
Холст, масло. 66,5 х 55,5 см.
Национальный художественный музей Республики Саха. Якутия.
Поделиться1932015-12-09 22:24:21
Девушка с вальком (Прачка). 1856 год.
Поделиться1942015-12-09 22:29:02
Девушка с гитарой. 1840-е - 1850-е годы.
Холст, масло. 35,2 x 29,5 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Поделиться1952015-12-09 22:45:00
Портрет Александра Васильевича Сухово-Кобылина. 1847 год.
Холст, масло. 71,5 х 59 см.
Государственный Литературный музей. Москва.
Александр Васильевич Сухово-Кобылин (17 [29] сентября 1817 года, Москва — 11 [24] марта 1903 года, Больё-сюр-Мер, Франция) — русский философ, драматург, переводчик, почётный академик Петербургской Академии наук (1902 год).
Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда, Московской губернии (ныне — поселок Птичное, Троицкий административный округ города Москвы). Лучшие дни своей молодости он провёл в этой деревне.
В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте Александр Васильевич Сухово-Кобылин поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета. Он изучает математику, физику, химию, астрономию, минералогию, ботанику, зоологию, сельское хозяйство и философию, которую потом изучал в Гейдельберге и Берлине. Получил золотую и серебряную медали за предоставление на конкурс сочинения (одно математическое «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам», другое — гуманитарного характера).
В доме отца, ветерана войны 1812 года, постоянно бывали молодые профессора Московского университета — Надеждин, Погодин, Максимович, Морошкин и другие, дававшие уроки его сестре, известной впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Сальяс-де-Турнемир).
Много путешествовал и во время пребывания в Париже свёл роковое для него знакомство с Луизой Симон-Деманш, ставшей его любовницей. Он несчастным стечением обстоятельств был вовлечён в дело об убийстве Деманш, семь лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пыткою вырвали сознание в мнимом совершении преступления, были близки к каторге. Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили молодого помещика и его слуг от незаслуженного наказания. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», — уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин. Светская молва продолжала, однако, приписывать ему преступление.
Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей создал свою первую и самую популярную пьесу. «Свадьба Кречинского», написанная в 1850—1854 годах, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в 1856 году была поставлена на сцену в бенефис Шумского в Малом театре и стала одною из самых репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») изданы в 1869 году под заглавием: «Картины прошедшего».
В 1871 году Сухово-Кобылин по совету К. Д. Ушинского устроил в своём имении Новом Мологского уезда Ярославской губернии, куда он часто приезжал, учительскую семинарию, существовавшую до 1914 года и выпустившую сотни учителей. После пожара семинария переведена в Углич, ныне это Угличский педагогический колледж. В Новом сохранились дом и парк усадьбы Сухово-Кобылина.
Значительная часть философско-мистических рукописей престарелого Сухово-Кобылина была уничтожена пожаром в ночь на 19 декабря 1899 года в родовой усадьбе Кобылинка (ныне Кобылинский хутор Плавского района). Уцелевшие и восстановленные рукописи составили корпус текстов "Учение Всемира". В 1900 году переехал во Францию и поселился вместе со своей дочерью от Нарышкиной Луизой в Больё-сюр-Мер, недалеко от Ниццы, где и скончался 24 марта 1903 года. Был похоронен на местном кладбище. В 1988 году прах А.В. Кобылина и, умершей в 1939 году и похороненной рядом с отцом, дочери Луизы, был извлечён из могил и запечатан в урну, которая до настоящего времени находится в специальном хранилище.
Поделиться1962015-12-09 22:49:47
Портрет неизвестного с сигарой в руке. 1847 год.
Холст, масло. 75 х 60,5 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Поделиться1972015-12-09 22:53:04
Портрет Александра Дмитриевича Олсуфьева. 1851 год.
Холст, масло.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкента.
Александр Дмитриевич Олсуфьев (23 марта 1790 года — 31 марта 1853 года) — участник войны 1812 года, камергер, почётный опекун. Старший брат В. Д. Олсуфьева, родоначальника графской ветви Олсуфьевых.
Старший сын статского советника Дмитрия Адамовича Олсуфьева (1769—1808 годы) и Дарьи Александровны, урождённой де Лицыной (1761—1828 годы), «воспитанницы» (внебрачной дочери) вице-канцлера князя A. M. Голицына.
Получил хорошее домашнее образование. С 1806 по 1812 годы служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел. В 1812 году был командирован в действующую армию под командование П. И. Багратиона в качестве дипломатического чиновника. Принимал участие в Смоленском и Бородинском сражениях. Вынес с поля боя смертельно раненого Багратиона.
В апреле 1813 года поступил штаб-ротмистром в Ахтырский гусарский полк, в составе которого участвовал во многих крупных сражениях: под Лейпцигом, Бриен-Лошато, Ларотьере, Монмирале, Краоне, Фер-Шампенаузе и других. Ахтырский гусарский полк, понесший большие потери в боях был переформирован. В апреле 1814 года Олсуфьев был переведён в Лейб-гвардии Конно-Егерский полк. В январе 1817 года уволился со службы в чине штабс-капитана из-за полученных ранений.
В 1818 году определился снова в Московский архив Коллегии иностранных дел с чином надворного советника и званием камергера. В ноябре 1833 года Олсуфьев был утверждён судьей Московского Совестного Суда и председателем комиссии для ревизии действий Московского дворянского депутатского собрания. 13 января 1839 года был назначен членом Московского попечительного совета заведений общества призрения, а в октябре 1841 года был утверждён в должности директора Московского попечительного о тюрьмах комитета. 29 июля 1848 года Олсуфьев был назначен почётным опекуном Московского опекунского собрания. 27 декабря 1852 года получил чин тайного советника и вышел в отставку.
Олсуфьев обладал очень большим состоянием. В Москве он жил в старом Голицынском доме на Девичьем поле, который унаследовал после смерти в 1842 году бездетной княгини Е. А. Долгоруковой (тётки по матери), ныне психиатрическая клиника им. С. С. Корсакова. Память о прежнем владельце сохранилась в названии Олсуфьевского переулка, лежащего около дома. Скончался в марте 1853 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Поделиться1982015-12-09 23:16:44
Мужской портрет. 1854 год.
Холст, масло. 74,2 х 62,2 см.
Курская государственная картинная галерея.
Поделиться1992015-12-10 01:42:26
Портрет Любови Алексеевны Бараш (овал). 1830-е годы.
Холст, масло.
Самарский художественный музей.
Портрет Петра Романовича Бараша (овал). 1854 год.
Холст, масло. 69 х 56 см.
Государственный исторический музей. Москва.
Поделиться2002015-12-10 01:50:46
Портрет Александра Прокофьевича Филисова. 1820-е годы.
Холст, масло.
Музей-панорама "Бородинская битва". Москва.
Александр Прокофьевич Филисов, вступив офицером в ополчение Ярославской губернии, участвовал в кампании 1812 года, а затем – в Заграничных походах 1813-1815 годов.