Портрет Натальи Викторовны Кочубей. 1813 год.
Бумага, итальянский карандаш, акварель. 31 x 22 см.
Музей-квартира Александра Сергеевича Пушкина
(Набережная реки Мойки, 12)
Будущая законодательница мод, муза Пушкина, красавица Наталья Викторовна Кочубей. В 1813 году ей было всего двенадцать лет. Тогда и нарисовал её портрет Орест Адамович Кипренский - живописец мирового уровня, создавший много портретов. Именно он один из первых начал создавать портреты детей, до этого их не принято было рисовать.
Отлично видно, что эта девочка обладает сильным характером. Её грация, которая так поразила Александра Сергеевича Пушкина видна на этом портрете. Это в будущем Наталья станет многолетней музой поэта, вдохновит его на создание поэмы "Бахчисарайский фонтан", именно ей поэт посвятит свои строки, её образ он опишет в Татьяне Лариной, но это всё будет ещё не скоро. А пока на старинном стуле сидит девочка, одетая в простое шёлковое платье, ворот открыт, показывая грациозную шею, на груди перекрещиваются ленты голубого цвета.
С неподражаемым искусством выписана каждая складка платья, положение рук позволяют нам предположить, что в руках у неё платок и, может быть, она его теребит, чтобы немного успокоиться. Прекрасный портрет прекрасного художника.
Портрет Натальи Викторовны Кочубей. 1813 год.
Бумага, итальянский карандаш, акварель. 31 x 22 см.
Музей-квартира А. С. Пушкина (наб. реки Мойки, 12)
Наталья Викторовна Кочубей. Это имя знакомо всем любителям поэзии А.С. Пушкина. Долгие годы Наталья Викторовна была музой поэта, вдохновила его на создание знаменитого «Бахчисарайского фонтана». В «Полтаве», «Кавказском пленнике» можно найти строки, навеянные образом Натальи. Татьяна Ларина тоже обязана некоторыми чертами характера Н.В. Кочубей:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней…
О том, как выглядела эта девушка, мы можем судить, познакомившись с портретом, созданным кистью одного из известнейших портретистов девятнадцатого века Ореста Адамовича Кипренского. Портрет был написан в 1813 году. Тогда юной Наталье Кочубей исполнилось 12 лет. Но черты, так поразившие Александра Сергеевича, уже вырисовались чётко. Красивое юное лицо с ясными, светлыми глазами, высокий, чистый лоб, гладко зачёсанные тёмные волосы. Она прекрасна и чиста.
В облике девушки-подростка уже есть та величавость и спокойная грация, которые позволили ей в будущем стать «законодательницей зал». На портрете Наталья Кочубей одета в домашнее платье, не завязанные тесёмки которого открывают красивую шею. Девушка сидит в пол-оборота к зрителю. Она чем-то недовольна. Губы сердито сжаты, в глазах вспыхивает гнев. Создается впечатление, что она повернулась на слова того, кто стоит или сидит сбоку. На этого человека направлен гнев девушки. Но и сердитое выражение лица не портит девушку.
Как и любому подростку, Наталье нелегко хранить неподвижность, позируя художнику. Да и не позирует она вовсе. Портрет выполнен итальянским карандашом и акварелью. Как будто Кипренский, находясь в гостях, делал быстрые зарисовки. Может быть, поэтому девушка получилась такой живой, такой подвижной. Даже сложенные на коленях руки говорят о том, что девушка, возможно, в гневе теребит нетерпеливо платок.
Такой увидел Наталью Кочубей Кипренский. Такой увидел её и Александр Сергеевич Пушкин. Они встретились в Царском селе, где семья Кочубей в то время проживала, а поэт учился в лицее. Любовь для Пушкина была неразделённой. Наталья Кочубей отвергла поэта. Она стала женой графа Строганова. Но ещё долгие годы Пушкин черпал вдохновение в этом прекрасном образе – Наталье Викторовне Кочубей-Строгановой.